Искра Огня
Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
26.11.2010 в 16:03
Пишет Yulita_Ran:

Магия и сила омелы
В преддверии Йоля и Рождества захотелось выложить материалы, касающиеся одного из самых магических и таинственных растений - омелы. С ней связано немало легенд, в чудодейственную силу омелы верили во многих культурах, а уж про обычай целоваться под венком омелы сегодня знают далеко за пределами англосаксонской культуры. Итак - ОМЕЛА



Для начала немного биологии и истории.

На вершинах старых деревьев часто можно увидеть круглые сплетения ветвей, напоминающие птичьи гнезда. На самом деле это кустики паразитического растения – омелы.
Омела белая ( Viscum album ) – растение из семейства Ремнецветных (Loranthaceae). Распространена омела в западной и южной Европе и в малой Азии, в южной части России, в Украине. В Китае и Корее, а также на российском Дальнем Востоке встречается также омела окрашенная ( V.coloratum ).
Выглядит омела белая как шарообразный куст (жизненная форма – кустарничек), от 20 см до 1 м в диаметре. Стволик растения в основании может иметь толщину более 10 см.



Омела поселяется на лиственных деревьях: тополях, ивах, березах, дубах, а также на хвойных: соснах, пихтах, лиственнице.
Омела – вечнозеленое растение. Зимой на фоне темных голых ветвей лиственного дерева ее кустики, покрытые плотными кожистыми листьями, выглядят очень эффектно. Листья омелы расположены на концах многочисленных ветвящихся веточек, так что все растение напоминает зеленый шар. А между листьев, в развилках побегов, развиваются мелкие желтовато-зеленые цветки. Цветет омела в марте–апреле, а позже на месте цветков созревают довольно крупные – около 1 см – белые или желтоватые, очень клейкие односемянные ягоды, которые остаются на растении всю зиму.
Эти ягоды блестят на солнце, а их блеск привлекает внимание пернатых, например, дроздов. Птицы клюют ягоды, после чего клюв у них становится липким. Почистит птица клюв о ветку соседнего дерева - к дереву прилипает клейкое семечко, из которого вскоре прорастет новый побег омелы.



Интересно, что корешок ростка обязательно изогнется в сторону ветки – от нее исходит чуть заметное тепло, она отбрасывает легкую тень, а проросток омелы лучше чувствительного прибора воспринимает это тепло и эту тень. Соприкоснувшись с корой, корешок начинает расширяться в круглую плотную пластинку. Вскоре из ее центра вырастает крепкий, острый, как иголка, отросток-присоска, который проникает через кору ветки и постепенно достигает древесины. В саму древесину этот отросток проникнуть не может. Но поскольку снаружи древесины ежегодно нарастают новые слои, то присоска в конце концов оказывается погруженной в них, а все растение омелы – намертво прикрепленным к ветке. Кроме того, уже на второй год жизни корневой отросток начинает ветвиться, расползаясь между корой и древесиной и распространяясь все дальше и дальше внутри приютившей его ветки.
Снаружи на ветке в первый год ничего не происходит. Но на второй, когда корень-присоска начинает доставлять омеле воду и минеральные вещества от растения-хозяина, на ветке появляется облиственный побег, каждый год разрастающийся все сильнее и превращающийся в зеленый кустик.

Впрочем, омела, строго говоря, полупаразит – ее зеленые листья сами синтезируют питательные вещества, а от дерева она получает в основном воду и минеральные соли. Сахара же, синтезированные в листьях омелы, могли бы, напротив, попадать в сосуды хозяина. Но омела устроена таким образом, что только берет, сама ничего не отдавая. Тот участок ветки хозяина, на котором она поселилась, постепенно все более и более вздувается, в этом месте образуется как бы опухоль. При сильном развитии омелы к веткам дерева, находящимся выше ее, вода почти не поступает, и поэтому они засыхают. В отдельных случаях омела настолько истощает дерево, что оно погибает.



Бывает, омела растет так густо, что зимой несчастное дерево кажется одной огромной омелой. Например, на западе Австрии, в Тироле, где склоны гор в долинах рек Айзах и Эч заняты сплошными насаждениями сосны, омелы великое множество – на одном дереве может быть до сотни ее кустов. По долинам этих рек пролегают пути весенней миграции дроздов. Голодные птицы набрасываются на оставшиеся с зимы ягоды омелы и, перелетая с дерева на дерево, заражают их все больше и больше. Непораженных мест на дереве остается так мало, что иногда дело доходит до курьезов: семя омелы попадает на ветки взрослой омелы, там прорастает, и в конце концов на старой омеле вырастает молодая. Старая омела высасывает соки из дерева, а молодая сосет старую.
С гибелью истощенного дерева-хозяина, естественно, погибает и омела, хотя в принципе это растение может доживать до 40 лет.



Помимо белой омелы семейство омеловых включает еще более чем 500 видов растений, относящихся к 11 родам и распространенных в северной Америке, Африке и Австралии. В основном, это тропические растения, ведущие такой же полупаразитический образ жизни. Но некоторые омеловые практически утратили листья и стали почти полными паразитами.

Представления об омеле как о волшебном и лекарственном растении сохранялись у многих народов Европы вплоть до недавнего времени. У жителей Гольштинии считалось, что омела, особенно выросшая на дубе, врачует любые свежие раны и обеспечивает удачу на охоте. Крестьяне Лакона, на юге Франции, использовали ее как универсальное противоядие, прикладывая к животу больного или давая ему выпить отвар. В швейцарском кантоне Аару омелу, добытую с соблюдением примерно таких же, как и у друидов, правил, считали универсальным средством от детских болезней. Друидическое название омелы – «всецелитель» – сохраняется в разговорной речи жителей Бретани, Уэльса, Ирландии и Шотландии. В Швеции до сих пор верят, что омела помогает при эпилепсии, для чего больные стараются иметь при себе ножи с рукоятью, сделанной из основания стволика омелы. В Германии с этой же целью вешали детям на шею куски омелы, во Франции использовали отвар из ржаной муки и омелы, собранной в день святого Иоанна. В Англии и Голландии вплоть до XVIII в. омелу против приступов падучей рекомендовали известные врачи – по их рецептам лекарство готовилось из высушенных ягод, растертых определенным образом с вином.



Омела до сих пор применяется как лекарственное средство в народной медицине. В виде порошков, мазей, компрессов и примочек, отваров и ванн ее используют как кровоостанавливающее и вяжущее средство, а также болеутоляющее, глистогонное, при женских болезнях, желудочно-кишечных кровотечениях, при геморрое. Применяют омелу для лечения хронических незаживающих ран, язв и нарывов. Чай из омелы пьют при плохом самочувствии, упадке сил и головокружении.Официальная наука признала омелу лекарственным растением с довольно широким спектром применения. Листья ее содержат алкалоиды, сахара, смолистые вещества и многое другое.

Разумеется, любое растение, содержащее физиологически активные вещества, например те же алкалоиды, при неумелом обращении может стать причиной отравления – и здесь наши предки не ошибались в отношении омелы. Некоторые авторы сообщают, что ягоды омелы сладкие и вкусные. В то же время в других справочниках говорится о том, что они ядовиты. Возможно, это зависит от концентрации тех или иных веществ, меняющейся у разных растений в разных условиях и при произрастании на разных деревьях. Так что лучше не проверять степень ядовитости омеловых ягод на себе.



Ну а что касается веселого обычая с поцелуями под веткой омелы – он сохранился в Англии и по сей день. Родственники омелы украшают дома на Рождество и в США, и в Австралии.

А теперь собственно магия

В народе омела имеет множество различных названий: ведьмино гнездо, ведьмина метла, птичья омела, птичий клей (Birdlime, из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц), зимние семечки, козьи орешки, птичьи орешки, дубовые ягоды, крестовая трава (по-французки, Herbe de la Croix, название отражает верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы), "панацея" (all-heal, английское), jемiоlа (польское), ацыстырва (абхазское), мгамурч (армянское), питри (грузинское).

В старинных рукописях можно обнаружить информацию о том, что Омела по знаку Зодиака - Телец или Весы, по принадлежности к Стихиям - Воздух (что естественно для растения, появляющегося с неба и не соприкасающегося корнями с землей). Аура у растения теплая, на языке цветов омела означает: "поцелуй меня", привязанность, преодоление трудностей. Основными магическими свойствами считаются плодородие, исцеление, удача, защита от зла.

Заготовлять омелу для магических целей рекомендуют в день Ивана Купалы (считается, что в этот день растения обладают наибольшей магической и целебной силой, но лично для меня здесь всегда большой вопрос - 7 июля имеется в виду, т.е. новый стиль или старый стиль -24 июня (прим. автора поста). Хорошо также собирать омелу во время Литы и Йоля - летнего и зимнего солнцестояний, веточки и листья собирают на шестой день после новолуния, и это можно делать ежемесячно. Собранные и хорошо высушенные молодые ветви и листья хранятся и, соответственно, пригодны к использованию, в течение одного года.



Как уже говорилось, в Европе с давних времен омела считалась культовым растением. Легенды, связанные с этим растением, можно встретить в еще в Младшей Эдде (миф о сыне Одина, боге Бальдере, убитом веткой омелы и затем сожженном на костре) и у Плиния Старшего, который рассказывает о том, как чтили омелу италийцы и галлы. Перечислив различные виды омелы, Плиний говорит: «Рассматривая этот предмет, нельзя не упомянуть о поклонении, которым по всей Галлии была окружена омела. В глазах друидов — так галлы называют своих кудесников — нет ничего священнее омелы и дерева, на котором она произрастает, если, конечно, таковым является дуб. Кроме того, священными рощами у них неизменно считаются дубравы, и ни один священный обряд не обходится без дубовых листьев. Само название "друиды" является, по всей видимости, словом греческого происхождения, производным от культа дуба. По их верованиям, все произрастающее на дубе является даром с небес, знамением того. что такое дерево избрано самим богом. Встречается здесь омела крайне редко, и срывают ее в таких случаях с соблюдением сложных обрядов. Это чаще всего делается в шестой день луны, служащий, по их расчетам, началом месячного, годового и тридцатилетнего циклов, потому что в этот день луна не достигает еще середины своего пути и не находится на ущербе. По окончании приготовлений к жертвоприношению и пиру под деревом они обращаются к дубу, как всеобщему исцелителю, с приветствием и приводят к нему двух белых быков, которых до этого никогда не привязывали за рога. Жрец в белом одеянии взбирается на дерево и, срезав омелу золотым серпом, кладет ее на кусок белой ткани. Затем совершаются жертвоприношения, во время которых бога молят не лишать милости тех, кого он уже одарил своими благословенными дарами. Они верят, что снадобье из омелы заставит дотоле бесплодных животных принести приплод и что омела является верным средством против любого яда». Коснувшись земли, это небесное растение подверглось бы осквернению и лишилось своей небесной силы. Правильно же добытая омела считалась хорошим лекарством от эпилепсии, отличнейшим образом исцеляла язвы (стоило больному пожевать кусок этого растения, а другой кусок приложить к больному месту), да и вообще была верным средством против любого яда. Кроме того, она помогала забеременеть женщинам – если те носили ее при себе, да и скотовод мог рассчитывать на ее помощь, если в его стаде оказывались бесплодные животные. Разумеется, из омелы можно было приготовить и неплохую отраву – если она попадала в руки колдуна, задавшегося такой целью. Душистым веткам омелы в древности приписывали необычайную колдовскую силу. Считалось, что с помощью омелы можно отыскать самый тайный клад. Также из веточек омелы делают амулеты для сохранения верной любви в семье, для того, чтобы забеременеть и родить здорового, красивого ребёнка. Женщины, желавшие зачать ребёнка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Ветки омелы развешивают в домах и хозяйственных постройках как оберег против колдовства, от пожаров, болезней и невезения.



Это растение было важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племён. Наиболее значительную роль омела играла в кельтской культуре. Друиды верили, что она может исцелять любые болезни и предохранять от зла. Ягоды омелы, торжественно собранные в день Йоля или Литы, по верованиям друидов, были наполнены тройной силой: светил, дерева и благочестивой толпы и, следовательно могли совершать чудесные исцеления, предсказания и притягивать счастье.



Естественно, что потомки и воспреемники кельтской культуры - англичане - по сей день обожествляют омелу белую, растущую на дубе, считая её самым священным растением. Английские переселенцы, уезжая в далёкую Америку, непременно брали с собой омелу белую - как талисман - оберег и лекарственное средство. На новой земле растение стало частицей родной Англии, символом верной любви и счастья. Отсюда и традиционные американские рождественские венки, украшающие в праздничные дни практически каждый дом.



И еще немного мифов и легенд

Считалось, что семена омелы падают с небес на стрелах молний, а сама она символизирует сущность жизни, божественную субстанцию, панацею, бессмертие. Будучи ни деревом, ни кустом, омела олицетворяет все, что является "ни тем, ни другим". Расширяя это понятие, она символизирует свободу от ограничений. Человек, находясь под омелой, становится свободным от ограничений, но не имеет защиты и вступает в мир хаоса. Омела является Золотой Ветвью друидов и Энея и олицетворяет женский принцип, противопоставленный мужскому в образе дуба. Она символизирует новую жизнь и возрождение во время зимнего солнцестояния. Предания гласят, что омела родилась от удара молнии в ветвь дуба и, таким образом получила дополнительные духовные качества. Сок ее ягод - пища для тела и духа. Омела белая ассоциируется с норвежской богиней Бальдур.



Популярная традиция целоваться на Рождество под ветками омелы берёт начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Другие исследователи считают, что эта традиция происходит из свадебных церемоний, которые обычно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме - на их месте с приходом Христианства стали отмечать Рождество. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня.



Интересно, что представления об омеле у айнов (Япония) и в Африке сходны с галльскими и италийскими.

Существует и ещё одна легенда, которая более близка к настоящему времени – о том, как Николая Васильевича Гоголя опоили омелой.
Родовое имение Гоголя -Большие Сорочинцы - находится на Полтавщине, в одном из самых красивых мест округи. По красоте здешних мест Гоголь тосковал всю жизнь, описывая их в своих литературных трудах. Самым примечательным местом в имении был большой пруд, окружённый роскошными ивами и тополями-осокорями, похожими на сказочных великанов. Осокори обвивала омела белая. За прудом начинались заповедные леса - знаменитая Яворивщина. По преданию, влюблённая в юного Николая Гоголя крепостная напоила его приворотным зельем из омелы. Но напиток девушка приготовила неудачно - любовь к ней у Николая Васильевича не возникла, однако родилось пристрастие к живой природе, равное обожествлению. В результате Гоголь стал одним из самых романтических и мистических писателей XIX столетия, с легкостью приникавший в тайны неведомого, мира духов и природы.



Омела вызывает упоительный сон и приятные сновидения.

Следует помнить, что плоды омелы редко используют для лечения, а еще они ядовиты и кушать их не надо. Заготовку сырья делают осенью, зимой или весной (с ноября по апрель месяц). Сушат омелу, как и другие растения, под навесом, в сушилках, на чердаках, расстилая тонким слоем, часто переворачивая. Хранят в холщовых, бумажных мешках, ящиках, вдали от других растений. Срок хранения сырья - до 2 лет.

Долго употреблять омелу нельзя, т. к. растения ядовитое и со временем может скопиться в организме достаточно токсинов, что вызовет отравление. А также, следует отметить, что в случае если надо сделать 2 и более курсов лечения омелой, необходимо делать перерым между курсами, длительностью 1 месяц и более.

Омелу белую применяют как сосудорасширяющее, успокаивающее, общеукрепляющее, вяжущее, противовоспалительное, кровоостанавливающее, ранозаживляющее и болеутоляющее средство.

Омела оказывает мочегонное действие, ее рекомендуют при заболеваниях почек, при артрите, ревматизме, остеохондрозе. Ее принимают внутрь в виде отваров, настоев и используют наружно в виде компрессов, примочек, ванн из настоев. Пользуются также мазями - жировыми вытяжками из ягод омелы.

Мазь из ягод омелы. Свежие ягоды омелы, измельчить и перемешать с холодным свинным салом (жиром). Хорошо помогает такая мазь при обморожениях (нос, уши и т.п.). Несколько дней надо накладывать компрессы с мазью омелы на ночь.

Отвар омелы принимают при эпилепсии, он успокаивающе действует на центральную нервную систему, его используют при истерии, чрезмерной возбудимости, судорогах, головокружении, хорошее действие он оказывает в пожилом возрасте при упадке сил.

Омела белая нормализует давление, в народной медицине часто ее используют как от повышеного (гипертонии), так и от пониженного давления (гипотонии).

Чай из омелы. Согласно рецепту Марии Требен, омелу (веточки) настаивают в холодной воде, на ночь. Взять 1 чайную ложку измельченной омелы, с верхом, залить 1 стаканом холодной воды (250 мл), утром процедить, можно немного подогреть. Выпить в течении дня от 1 до 3 стаканов такого настоя (чая), для нормализации давления, при нарушении менструального цикла, от склероза, при гормональных нарушениях и др. Курс - 3 недели, для профилактики достаточно 1 стакана чая с омелы в день. Омела белая благотворно влияет на всю систему желез.

Омелу рекомендуют принимать при гипертонии и в сборах, а также при кровоизлиянии в мозг (инсульте), атеросклерозе. При воспалении лимфатических узлов настой принимают внутрь, а также делают из него примочки.

Примочки делают и при опухолях онкологического происхождения, одновременно используя отвар внутрь. Пользуются при этом омелой, снятой с березы.

Отвар омелы с березы принимают внутрь и как кровоочистительное средство. Отвар омелы с дуба, сосны рекомендуют принимать при заболеваниях сердца, бронхиальной астме, туберкулезе легких.

Омелу применяют при атонии кишечника, как вяжущее при поносах, как глистогонное. Растение также используют при желудочно-кишечных, носовых и маточных кровотечениях, при раннем климаксе у женщин.

При белях, эрозии шейки матки из отвара делают спринцевания, ставят тампоны. При геморрое применяют более крепкий отвар в виде ванночек.

При заболеваниях суставов как обезболивающее средство применяют свежий сок из растения и отвар в виде примочек, компрессов.

Свежий сок омелы (из зеленой массы)прикладывают к ранам, язвам, опухолям, нарывам, фурункулам, им закапывают уши (по 2 капли, 3 раза в день).

Отвар омелы (рецепт): 1 десертную ложку измельченной сухой омелы (листья и стебли) залить 1 стаканом воды, кипятить 1 мин, настоять 30 мин, процедить, принимать по 1 ст. ложке 3 раза в день, после еды.

Настой омелы (наружно): 1 столовая ложка сырья на 1 стакан кипятка, настоять 1 час, процедить, делать примочки, компрессы на ночь.

Внимание Омела белая - растение токсичное, точно соблюдайте дозировку. Нельзя принимать омелу (настои, отвары и др. препараты) при беременности, астении, низком давлении, при пониженной функции щитовидной железы, индивидуальной непереносимости. А также не рекомендуют принимать много препаратов с омелы тем людям, которые имеют нарушения в почках и сердце.

(с) По материалам Дж. Фрэйзера, И.Ягодовской и различных интернет-источников

URL записи
запись создана: 10.11.2011 в 11:00

@темы: Травник, архаика и символизм