Искра Огня
Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
25.12.2008 в 06:08
Пишет Тиннаро:

Эстетика. Первые 10 вопросов.
вопрос 1. эстетика как философская наука. предмет эстетики.

Эстетика – нечто специфическое в мире философии.
Эстетика - философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. Соотношение этих разделов Э. менялось на протяжении её истории и понимается неодинаково — от попыток сведения Э. к "философии прекрасного" до её трактовки как "философии искусства"; не раз предлагалось расчленить Э. на несколько самостоятельных научных дисциплин — на теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства, однако опыт показывал, что эстетические ценности реального мира и художественное его освоение связаны столь тесно, что разорвать их изучение практически невозможно. Оба основных раздела Э., будучи органически взаимосвязаны, обладают относительной самостоятельностью. В первом из них рассматриваются такие вопросы, как природа и своеобразие эстетического в системе ценностных отношений; закономерности дифференциации эстетических ценностей, выступающих в множестве конкретных модификаций (Прекрасное и безобразное, Возвышенное и низменное, Трагическое и Комическое и т. п.); диалектическая связь эстетической ценности и эстетической оценки, эстетического восприятия и эстетически ориентированной практики; значение эстетической активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в разных областях культуры; взаимосвязь эстетического и художественного в разных сферах их проявления — в практической деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей. Второй раздел Э. как науки, посвященный специальному анализу художественной деятельности, включает изучение её возникновения в филогенезе и онтогенезе; её структурного и функционального своеобразия в ряду других форм человеческой деятельности, её места в культуре; связи процесса художественного творчества, структуры воплощающих его произведений искусства и характера их восприятия человеком; законов, порождающих разнообразие конкретных форм художественной деятельности (видов, родов, жанров искусства) и её исторических модификаций (направлений, стилей, методов); особенностей современного этапа художественного развития общества и исторических перспектив развития искусства.
В середине 18 в. А. Г. Баумгартен, последователь Г. В. Лейбница, доказал необходимость выделения посвященного этому кругу вопросов самостоятельного раздела философии наряду с этикой и логикой. Баумгартен шел от антропологии. Считалось, что у человека 3 духовных способности: разум, воля, чувство. И, увидев этот треугольник, Баумгартен обнаружил, что философия, занимающаяся рациональной, понятийной сферой, давно развита, оформлена – это логика. В ХVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познава-тельным, отсюда – логика. Воля – свобода поступания, и этим философия занимается уже давно – этика, философия поступка. Смысловая сторона поступка и интересует философию поступка. Наконец, есть сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим тоже занимается, начиная с ХVIII века, но слова, раздела философии не было. Баумгартен назвал его "Э.", т. е. "теория чувственного познания"; разработка её вылилась в создание цельного и связного учения о прекрасном и об искусстве, поскольку красота была определена Баумгартеном как "совершенство чувственного познания", а искусство — как воплощение красоты. Гегель завершил идущий от Баумгартена этап развития Э. как раздела энциклопедически всеобъемлющего философского знания, покоившегося на идеалистическом мировоззрении.

Выделим 4 основных пласта объекта эстетики. Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект – те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки часто определяет предмет – целевое со-держание, цель постижения, модальность существования объекта. Что я хочу познать в объекте – предмет.
Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет. Эти особые качества человек назвал прекрасное, возвышенное, трагическое и т.д. Итак, 1 пласт объекта эстетики – эстетические явления действительности. Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, каков онтологический статус этой реальности, в чем сущность этой реальности, какие начала конституируют ее как особенную, в чем специфика эстетической реальности и конкретных ее проявлений, таких, как красота, например. Главный вопрос – вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы. И этим вопросом эстетика задается всегда. По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей. И это делает эстетику философской наукой.
2 пласт – люди осознают, что эстетическая реальность дается человеку через опреде-ленные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют оп-ределенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые надо осмыслить как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые эти проблемы поставил Кант – проблемы эстетической субъективности человека, т.е. те свойства, механизмы, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъектив-ный характер, которые выступают способом открыть и освоить эту сферу – сферу эстети-ческих явлений действительности. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, но особого – эстетического сознания и отдельные его элементы, структуры, феномены. Сюда входит: структуры, на которых ба-зируется эстетическое отношение к миру (может быть нравственно развитый человек, ко-торый глух к эстетическому и наоборот, феномен эстетства: гипертрофия развитого эсте-тического сознания вместо этического) – эстетический вкус, идеал, восприятие, пережи-вание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эсте-тическое самосознание. В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологические механизмы – не дело эстетики, эстетика изучает универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры, механизмы, и процессы эстетического сознания. Именно потому, что эстетическое сознание – исследование условий эстетического бытия, можно зафиксировать неразрывность 1 и 2 пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Постигать природу эстетического бытия не опираясь на природу эстетического сознания – невозможно. Итак, эстетика занимается эстетическим отношением. Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира – еще одна важная категория, начиная с Шиллера и Гете. Эстетика изучает наиболее общие ос-нования и закономерности эстетического освоения мира человеком.
3 пласт – со временем выяснилось, что эстетика не замыкается эстетическим освоени-ем, не только чувства связаны с эстетическим освоением. Не все сводится к чувствам, люди творят эстетическое бытие, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое тело. Это изначально присуще челове-честву. И эта сфера масштабного переустройства мира максимально расширяется в на-стоящее время. Возникла деятельность, которая специфически проектирует эти формы – дизайн – созидание формы. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.
Наконец, 4 пласт – искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать кра-соту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. Это особенное из особенных явлений. В русском языке это обозначено: наряду с эстетическим существует другое слово – художественный. Искусство – система художественной дея-тельности человека и продуктов этой деятельности. 2 ключевая категория, на которой ба-зируется современная эстетика – художественное.Традиционный взгляд заключается в том, что художественное заключает эстетическое (древний взгляд), другой – у Гегеля – эстетика – философия искусства, для него эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции придерживался М.М.Бахтин. Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются – американский подход. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, искусство до сих пор преследует эстетические цели.

Предмет эстетики: В процессе развития усложнялся и обогащался предмет эстетики. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости.
Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т.е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.
В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В.Белинский, Н.Добролюбов), экзистенциализма (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.
А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

Эстетическое, таким образом, не является ни онтологической, ни гносеологической, ни психологической, ни какой-либо иной ка¬тегорией, кроме как собственно эстетической.


вопрос 2. эстетическое как основная эстетическая категория
Фундаментальной категорией эстетики является категория «эстетическое».
Само слово – эстетическое – прилагательное, которое давно стало существительным. Это самая общая и самая фундаментальная категория эстетики, категория, охватывающая все явления эстетической реальности. Сюда включаются: эстетические явления или эстетические свойства действительности или особые качества действительности; но и эстетическое сознание, эстетические переживания включаются в эстетическое; эстетические ценности – те свойства, которые имеют конкретную модификацию. Сам процесс связи человека с миром соприроден этой реальности. Обобщение всех этих объектов – эстетическое. Это означает: 1) особая эстетическая реальность; в этом смысле это онтологическая категория, онтологизированное понятие; 2) особая сущность, свойственная всем явлениям этой реальности; 3) эта категория фиксирует особое качество, которое получают все явле-ния этой реальности. Категория, которая фиксирует и объект, и его сущность, и его спе-цифику. Для человека эта реальность предстает как свойство внешних человеку объектов, тех, которые мы называем эстетическими явлениями.
Мы можем назвать 3 эмпирических признака своеобразия эстетического:
1. Эстетические явления обязательно имеют чувственный характер, они не открыва-ются умозрению. Красота открывается при непосредственном контакте. Ни рацио-нальным, ни мистическим (религиозным) умозрением эстетическое не понять. Ре-лигия, поэтому, привлекает именно конкретно-чувственным, эстетическим выра-жением Бога. Молодой Гегель, поэтому, и говорил, что высшая форма познания – эстетическое познание.
2. Это чувственные свойства, которые непременно переживаются; до и после пережи-вания мы не имеем дело с эстетическим явлением. Эстетические явления неразрыв-ны с переживанием, за пределами переживания они становятся абстракцией. Но эс-тетическое переживание должно быть чувственным и эмоциональным. Нравствен-ные свойства, например, сверхчувственны, добро не увидеть глазами. Но
3. эстетические свойства связаны с переживаниями, которые носят неутилитарный ха-рактер. Эти переживания бескорыстны или незаинтересованны, как говорил Кант.

4 трактовки эстетического - натуралистическая, объективно-идеалистическая, субъ-ективно-идеалистическая, реляционная.
1. позиция, органичная обыденному сознанию человека, связанная с материалистиче-ской традицией в философии. Я бы назвал этот взгляд натуралистическим: эстетиче-ские свойства понимаются как материальные свойства мира, т.е. свойства, присущие вещам изначально, от природы, они не зависят от человеческого сознания. Сознание – фиксатор этих свойств. Древнейший и наивный взгляд, имеющий свои основания: эстетические свойства слиты с предметом, предметной сферой. Но и особенности сознания – все, что есть у сознания внутри себя, имеет аналогию в объективном мире – убежденность обыденного сознания. Я вижу, значит, это есть в реальном мире. Я вижу красоту, следовательно, она есть в реальном мире. Это от Демокрита до совет-ских эстетиков. Мир трактуется как гармонический и наивное сознание ищет красоту в природе через симметрию: бабочка красива, а верблюд – нет.
2. Другой взгляд на эстетическое – связь эстетических свойств с объектом, но на дру-гих основаниях. Эстетические свойства объективны, но их источник, природа – не в самой материи, а то объективное божественное начало, которое в природе материи. Не сами вещи прекрасны, но божественное начало прекрасно. Эстетическое качество – не сущность само по себе. Эстетическое – выражение духовного в материальном.
3. Субъективно-идеалистическая позиция – др. греч. философия, Кант и современная американская эстетика. Эстетическое по своей природе субъективно, субъектно. Да, сознание приписывает эстетические свойства объектам, но объекты сами по себе не являются эстетическими, они получают эстетическое качество в силу активности субъекта.
4. Реляционная теория: взгляд, восходящий к Сократу; затем ХIХ в. – Чернышевский – прекрасное есть жизнь, такая, какой она должна быть по нашим понятиям. Красота – феномен встречи субъекта и объекта, их пересечение, отношение.


вопрос 3. Основнонвные подходы к эстетическому в современной эстетике.

Эстетика как философско-теоретическая дисциплина. Ее предмет, понимается ли он узко, как художественно-творческая деятельность человека, или широко, как вся эстетосфера культуры. Уже то обстоятельство, что основные понятия, которыми характеризуется состояние философской мысли в ХХ веке — «неклассическое», «модернистское» и «постмодернистское» — относятся и к состоянию художественно-эстетической практики, свидетельствует об общекультурном масштабе данных процессов. Естественно, что судьбы теоретической эстетики зависят в такой же мере от процессов, протекающих в эстетически-художественной практике как предмете ее изучения и осмысления, как и от вектора развития философии. А в этой практике нельзя не видеть аналогичной положению в философии бифуркации — с одной стороны, процесса самоликвидации искусства и его оборачиванию «антиискусством» как разновидностью игровой деятельности и разрушения эстетического отношения человека к миру в силу стирания различий между прекрасным и безобразным, между возвышенным и пошлым, а с другой, стремления сохранить классическое представление и об эстетической форме ценностного сознания, и об искусстве как способе художественно-образного освоения человеком мира. Принципиальное отличие постмодернизма второй половины ХХ в. от модернизма его первой половины и состоит, в конечном счете, в поисках, более или менее последовательных и более или менее серьезных, часто ограничивающихся ироничным и самоироничным выражением неспособности решить эту действительно непростую, лишь по плечу гениям, задачу органического синтеза современного и традиционного, модернистского и классического, серьезного и игрового.
Возможность теоретической эстетики осмыслить данный процесс и соотнести те представления об эстетическом и художественном, которые она выработала на материале классического искусства и сложившегося в истории культуры эстетического отношения человека к миру, с теми новациями, которые принес на Западе модернизм в первой половине ХХ в., связана с ее исходными методологическими установками. Скептицизму, безграничному релятивизму и, тем более, абсолютному нигилизму противостоит возможность освоения принципов системного мышления и синергетического понимания закономерностей развития сложных и сверхсложных систем, к которым относятся и культура в целом, и художественная культура как ее подсистема, и эстетосфера культуры.

Эстетические и философские концепции Ницше нашли широкое применение в теории и практике эстетики модернизма конца 19 – начала 20 вв. Оригинальное развитие этих идей наблюдается в русской эстетике «серебряного века». В первую очередь у Владимира Соловьева, в его философии «вселенского единства», основанной на спокойном торжестве вечной победы светлого начала над хаотическим смятением. а Ницшеанская эстетика привлекала русских символистов. Вслед за Ницше, они воспринимали мир как эстетический феномен, созданный художником-теургом.

Эстетические теории 20 века. Эстетическая проблематика 20 в. разрабатывается не столько в специальных исследованиях, сколько в контексте других наук: психологии, социологии, семиотики, лингвистики.

Среди наиболее влиятельных эстетических концепций выделяется феноменологическая эстетика, опирающаяся на философское учение Эдмунда Гуссерля. Основоположником феноменологической эстетики можно считать польского философа Романа Ингардена (1893–1970). Ключевым понятием феноменологии выступает интенциональность (от лат. intentio – стремление, намерение, направленность), которая понимается как конструирование объекта познания сознанием.

Феноменология рассматривает произведение искусства как самодостаточный феномен интенционального созерцания вне какого-либо контекста, исходя из него самого. Все, что можно выяснить о произведении, заключено в нем самом, оно имеет свою самостоятельную ценность, автономное существование и построено по собственным законам.

С феноменологических позиций выступал Николай Гартман (1882–1950). Основная категория эстетики – прекрасное – постигается в состоянии экстаза и мечтательности. Рассудок же, напротив, не позволяет приобщиться к сфере прекрасного. Поэтому познавательный акт с эстетическим созерцанием несовместимы.

Мишель Дюфренн (1910–1995) критиковал современную западную цивилизацию, отчуждающую человека от природы, собственной сущности и высших ценностей бытия. Он стремится выявить фундаментальные основания культуры, которые позволили бы установить гармонические отношения человека с миром. Восприняв пафос хайдеггеровской концепции искусства как «истины бытия», Дюфренн ищет такие основания в богатстве эстетического опыта, трактуемого с позиций феноменологической онтологии.

Феноменологический метод исследования лежит в основе методологии русского формализма, французского структурализма и англо-американской «новой критики», возникшей как оппозиция позитивизму. В трудах Дж.К. Рэнсома (Новая критика, 1941), А.Тейта (Реакционные очерки, 1936), К.Брукса и Р.П.Уоррена (Понимание поэзии, 1938; Понимание прозы, 1943) были заложены основные принципы неокритической теории: за основу исследования берется изолированно взятый текст, существующий как объект независимо от художника-создателя. Этот текст имеет органическую и целостную структуру, которая может существовать как особая организация образов, символов, мифов. С помощью такой органической формы осуществляется познание действительности (неокритическая концепция «поэзии как знания»).

К другим важнейшим направлениям эстетической мысли 20 в. относятся психоаналитические концепции З.Фрейда и Г.Юнга, эстетика экзистенциализма (Ж.-П.Сартр, А.Камю, М.Хайдегер), эстетика персонализма (Ш.Пеги, Э.Мунье, П.Рикер), эстетика структурализма и постструктурализма (К.Леви Стросс, Р.Барт, Ж.Деррида), социологические эстетические концепции Т.Адорно и Г.Маркузе.

Современная эстетическая мысль развивается и в русле постмодернизма (И.Хассан, Ж.Ф.Лиотар). Для эстетики постмодернизма характерно сознательное игнорирование всяких правил и ограничений, выработанных предшествующей культурной традицией, и, как следствие этого, ироническое отношение к этой традиции.

Понятийный аппарат эстетики претерпевает значительные изменения, основные категории эстетики подвергаются содержательной переоценке, например возвышенное вытесняется удивительным, безобразное получила свой статус как эстетическая категория наряду с прекрасным и т.д. То, что традиционно рассматривалось как неэстетическое становится эстетическим или определяется эстетически. Эта определяет и две линии развития современной культуры: одна линия направлена на продолжение традиционной эстетики (эстетизация повседневности рассматривается как ее крайнее проявление, отсюда проистекают, например, гиперреализм, поп-арт и т.д.), другая – более соответствует эпистемологической эстетизации (кубизм, сюрреализм, concept art).

Особое место в современной эстетике отводится традиции нарушения, выхода во «вне эстетических и художественных нормы», т.е. маргинальному или наивному творчеству, которое часто приобретает статус эстетического спустя долгое время (примерами такого творчества художников, музыкантов, литераторов история культуры изобилует).

Многообразие эстетических теорий и концепций современной эстетической науки свидетельствует о качественно новом, по сравнению с классическим периодом, развитии эстетической мысли. Использование опыта многих гуманитарных наук в современной эстетике свидетельствует о большой перспективе этой науки.


Дополнение из учебника: «Эстетическое» — наиболее общая категория эстетики; как бы метакатегория, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семей¬ства эстетических категорий. В качестве категории она оформилась в эстетике только в ХХ в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен Канта применительно к осо¬бому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п. — ко всей сфере яв¬лений, изучаемых эстетикой. В ХХ в. прилагательное субстантиви¬ровалось в среде эстетиков и превратилось в термин для обозначения предмета науки (das Ästhetische — в немецком; the aesthetic — в английском; l'esthétique — во французском — один термин для обо¬значения эстетики и эстетического, которые различаются доста¬точно четко по контекстуальному смыслу во франкоязычной эсте¬тике ХХ в.).
Чаще всего под эстетическим понимается та сфера субъект-объект¬ных отношений, в которой восприятие объекта или представление о нем сопровождается бескорыстным, незаинтересованным удовольст¬вием. На этом основании далеко не всеми исследователями эстетичес¬кое оценивалось однозначно и позитивно. Некоторые ученые еще с конца XIX в. отождествляли его с эстетским (как сущностью эсте¬тизма — особого мировоззрения, полагавшего эстетическое, художе¬ственный опыт в качестве высшей и единственной ценности), гедониз¬мом, что придавало ему негативный оттенок. Однако к середине ХХ в. в академической эстетике категория эстетического утвердилась в пози¬тивном смысле и достаточно повсеместно. Для обозначения предмета эстетики она, как само собой разумеющийся научный термин, активно употреблялась А.Ф. Лосевым1, Д. Лукачем, Г. Г. Гадамером, Г. Марку¬зе, М. Дюфреном, Э.Сурио, А.К. Кумарасвами и многими другими эстетиками. При этом они нередко использовали это понятие как в широком (предмет эстетики), так и в более узких смыслах. Гадамер, в частности, иногда отождествлял его с понятием «эстетическое созна¬ние»; Маркузе видел в эстетическом один из основополагающих спо¬собов жизни «свободного общества» будущего. М. Дюфрен связывал эстетическое, как « a priori » (значимое понятие в эстетике Дюфрена) существующее в природе и в произведении искусства («квази-субъ¬ект»), с «эстетическим опытом». Д. Лукач поставил целью своего многотомного исследования «раскрытие своеобразия эстетического», выявление его «объективного характера» и свел в конечном счете эстетическое к понятию «эстетическое отражение», которое он объ¬единял с мимесисом, интерпретируемым в духе «теории отражения». В 1960-е гг. в советской эстетике прошла оживленная дискуссия по проблеме эстетического, в ходе которой при многих упрощенно вуль¬гаризаторских заключениях было, тем не менее, подтверждено, что эта категория завоевала в науке право на существование в качестве наиболее общей, более широкой, чем прекрасное, категории.
Наиболее емкое определение эстетического ввел тогда А.Ф. Лосев: «Эстетическое есть выражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная ценность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений»
Господство в художественно-эстетической культуре ХХ столетия авангардно-модернистских и постмодернистских тенденций поста¬вило под вопрос актуальность самой категории прекрасного в эс¬тетике. В среде исследователей достаточно широко утвердилась мысль, сформулированная одним из современных эстетиков: «Наука о прекрасном сегодня невозможна, потому что место прекрасного заняли новые ценности, которые Валери назвал шок-ценностями, — новизна, интенсивность, необычность»
Составители сборника «Более не изящные искусства» (Мюнхен, 1968) утверждали, что «в качестве пограничных явлений эстетического» в современном искус¬стве являются абсурдное, безобразное, болезненное, жестокое, злое, непристойное, низменное, омерзительное, отвратительное, от¬талкивающее, политическое, поучающее, пошлое, скучное, бросаю¬щее в дрожь, ужасное, шокирующее. Ясно, что для включения подобных явлений в исследовательское поле эстетики, если она все еще претендовала на роль философии искусства, требовалась какая-то более абстрактная и обобщенная категория, обозначающая ее предмет.


вопрос 4. Кант о специфике эстетического.

Эстетические взгляды И.Кант изложил в Критике способности суждения, где рассмотрел эстетику как часть философии. Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т.е. является критикой эстетической способности суждения.

Он подробно разработал важнейшие проблемы эстетики: учение о вкусе, основные эстетические категории, учение о гении, понятие искусства и его отношения к природе, классификацию видов искусства. Кант объясняет природу эстетического суждения, которое отлично от логического суждения. Эстетическое суждение является суждением вкуса, логическое имеет своей целью поиск истины. Особым видом эстетического суждения вкуса является прекрасное.

Кант:«То, что в представлении об объекте чисто субъективно, то есть составляет его отношение к субъекту, есть эстетическое свойство представления. То субъективное в представлении, которое не может стать частью познания, есть связанное с этим представлением удовольствие или неудовольствие; посредством того и другого я ничего не познаю в предмете представления, хотя они и могут быть действием какого-либо познания.
С представлением о предмете, форма которого (а не материальное в представлении о нем, то есть ощущение) рассматривается в рефлексии о ней (без намерения обрести понятие о предмете) как основание удовольствия от представления о подобном объекте, - с таким представлением это удовольствие мыслится как необходимо связанное, следовательно, не только для субъекта, схватывающего эту форму, но и вообще для каждого, кто выносит о нем суждение. Тогда предмет называется прекрасным, а способность выносить суждение на основании такого удовольствия (следовательно, выносить общезначимое суждение) называется вкусом. »

вопрос 5. Гегель об эстетическом.
В основе «Эстетики» Гегеля лежит кантовский подход, однако в интерпретации этого подхода Гегель значительно отличается от Канта. Кант в различает теоретический, практический и эстетический подходы к миру. Первый означает созерцательное отношение к миру, второй — практическое, третий — «незаинтересованное», т. е. такое отношение, когда мы позволяем предметам воздействовать на нас, чтобы они разыграли наши познавательные способности до «свободной» игры, которая воспринимается как эстетическое приятное.
Гегель аналогичным образом характеризует эти три отношения к действительности: в жаждущей позиции. Вместе с тем человек не свободен по отношению к вещам, ибо в желании обусловлен ими. В отношении теоретическом субъект также «конечен и не свободен благодаря вещам, самостоятельность которых предрасполагается». Познание исходно руководствуется чувственными образами предметов, которые объединяет понятийным фиксированием. Таким образом, познание, принимающее вещи как данные, не самостоятельно относительно их, а познающий субъект конечен. Только философская наука познает вещи в их внутренней сущности, в законах и понятиях. Сюда относится и эстетический подход. В нем исчезает как господство, которое мы имеем над вещами в практическом отношении, так и поверхностность, которую они обращают к нам в чувственном созерцании. Хотя они остаются чувственными, но являют нам свою внутреннюю форму, скрытую за непосредственным явлением вещи.
Это основополагающее определение трех отношений к действительности близко Канту, однако от его теории весьма отличается гегелевская концепция влияния на человека произведений искусства. Гегель, так же как и Кант, считает, разумеется, собственно предметом искусства не природу, но произведения искусства. Его основное определение эстетического отношения аналогично «незаинтересованному» отношению Канта. По Гегелю, в эстетическом отношении мы оставляем произведение искусства существовать «свободно для себя». Произведение искусства должно иметь чувственную форму — однако в отличие от непосредственно сущего «чувственная сторона в произведении искусства возведена к чистой кажимости» . Это соответствует, например, взглядам Шиллера, который характеризует искусство как «кажимость», т. е. кажимость реальности, причем кажимость автономную, свободную. Однако у Гегеля понятие эстетической кажимости связано с истиной. Чувственная сторона эстетического предмета является для Гегеля «кажимостью» в смысле «излучения и откровения» того, чем вещи в своей основе являются, т. е. идеей 134. Если художник изображает внешнюю действительность, то он должен выразить ее так, чтобы из его изображения излучался тот порядок и смысл мира, который Гегель обозначает понятием «идея».
Воспринимающий субъект, по Гегелю, должен быть определенным образом направлен на восприятие того внутреннего сияния, которое излучают эстетические объекты. Гегель подчеркивает, что в художественном восприятии преодолевается «разделение», или «раздвоение», т. е. фрагментарность, которая характеризует практический и, конечно, теоретический подход человека к миру. В соответствии с шиллеровским «эстетическим воспитанием» 135 Гегель уже в первой печатной работе утверждал, что с философией Нового времени, с ее механистической моделью целого исчезло прежнее целостное отношение к миру. Могло показаться, что с новым, диалектическим соединением того, что было разъединено односторонним рассудочным мышлением, — а такое соединение уже реализуется в философии — настанут опять условия для развития искусств. Однако здесь же Гегель говорит о том, что «вся система жизненных отклонений удалилась от гармонии» 136.
По Гегелю, лишь человек и его мир могут быть собственно предметом искусства. Человеческий герой является идеалом искусства, т. е. чувственной формой, в которой идея выражена достаточно адекватно.
Проблемы эстетики занимали важное место в философии Г.Гегеля. Систематическое изложение гегелевской эстетической теории содержится в его Лекциях по эстетике (1835–1836). Эстетика Гегеля – это теория искусства. Он определяет искусство как ступень в развитии абсолютного духа наряду с религией и философией. В искусстве абсолютный дух познает себя в форме созерцания, в религии – в форме представления, в философии – понятия. Красота искусства выше естественной красоты, поскольку дух превосходит природу. Гегель отмечал, что эстетическое отношение всегда антропоморфно, красота всегда человечна. Свою теорию искусства Гегель представил в виде системы. Он пишет о трех формах искусства: символической (Восток), классической (античность), романтической (христианство). С различными формами искусств он связывает систему разных искусств, различающихся по материалу. Началом искусства Гегель считал архитектуру, соответствующую символической ступени развития художественного творчества. Для классического искусства характерна скульптура, а для романтического – живопись, музыка и поэзия.

вопрос 6. Проблемы эстетического в истории эстетики
Философия (V-XV в.в.)
Нет трактатов по эстетике, т.к. мастера не испытывали потребности в фиксации правил – устное обучение в мастерских.
Суждения об эстетическом есть в богословской философской литературе. Общие черты:
 символичность (отклонение алтарной части некоторых соборов от главной оси – символ распятого Христа, сколнившего голову набок. Отсутствие преднамеренного символизма – рассказ об архитекторе, построившем подобную церковь в Меце: «Он умер от скорби и печали, стыдясь, что сделал своё произведение таким кособоким»);
 стремление поставить духовную красоты выше земной, природной, телесной.
 Связь с античностью (понятие гармонии, пропорциональности)
Августин.
«Исповедь»: есть красота духовная, божественная, но красота земная тоже великолепна. Бывают моменты в жизни, когда самое прекрасное (свет, музыка) кажется противным.
«О прекрасном и соответственном» Различие прекрасного и соответственном, которое основано на более внешней связи с целым, чем прекрасное (соответствие обуви и ноги). Противоположность соответственного – несуразное.
Основа эстетики Августина – понятие единого: «Форма всякой красоты – единое». На основе этого – градация геометрических фигур: прямая совершеннее ломаной и кривой, т.к. в ней больше единства. К понятию единства сведены и симметрия, и пропорциональность.
Голое ощущение, без участия разума, ratio, не может быть эстетическим.
Гуго Сен-Викторский.
Все искусства – лишь несовершенное подражание природе, которая понимается как божественное произведение.
Пьер Абеляр, Бернард Клервосский.
Обличали роскошь во имя простоты
Бонавентура.
Развивал учение о соответствии и пропорциональности познающего и познаваемого (Августин). Если есть соответствие – есть удовольствие.
Фома Аквинский. Воздействие античной эстетики – совершенство как середина (Никомахова этика); форма не создается художником из ничего, она уже содержится в материале (когда делают медь круглой, то реализуют форму круга в меди). Важная роль интеллекта, познания в восприятии эстетического.

Искусство.
Романский стиль в искусстве.
XI-XII вв. Основной вид искусства - архитектура. Храм-крепость и замок-крепость – наиболее характерные постройки для романского искусства. В основе романского собора лежит базилика, в плане он имеет четкий латинский крест. Но значительно утолщаются опорные элементы – стены и колонны – за счет введения сводчатых перекрытий. Интерьер романского храма мрачен: гладкие стены, однообразные ряды столбов-колонн и полукруглых арок, подпирающих свод. Развитие сводчатых перекрытий привело к созданию крестового свода, образованного путем скрещивания двух полуциркульных сводов. Внешний вид романского храма массивен и тяжеловесен.
Эстетический образ романики – совокупность простых, геометрически четких частей здания с выраженной их целесообразностью, обилие гладких поверхностей, легко обозреваемые объемы, массивность, величие и монументальность. В декоре чаще всего используются плоский рельеф, скульптура, где фигуры статичны и произвольны в пропорциях.

Готический стиль в искусстве.
Переход от романского стиля к готическому условно можно назвать сменой «замкового» (оборонного) стиля жизни «дворцовым», когда происходило возвышение городов, расцветала рыцарская куртуазная культура, менялись нравы и люди, нарастала религиозная экзальтация.
Устремленность ввысь готических соборов, где за счет ажурно поднимающихся ярусов, стрельчатых арок, шпилей и колонок камень утрачивает свою видимую тяжесть, выражает новое по сравнению с романикой мировоззрение средневекового человека. Евангельские персонажи в скульптурах готических храмов приобретают изящество героев куртуазной литературы, то «утонченно» страдающих, то кокетливо улыбающихся. Манерные изгибы готики стилизуются в извилистых линиях одежды той эпохи, в женской моде – с помощью корсетов и специальных деревянных конструкций, придающих телу «идеальную» S-образную форму: верхняя часть туловища уходит назад, а живот несколько выпячивается вперед. Такая S-образная форма – эталон женской красоты готического средневековья. Головные уборы, достигавшие в высоту 70 см, так же способствовали созданию эталонного силуэта фигуры, перекликаясь с формами соборных шпилей.
Готический стиль появился во второй половине XII в. во Франции, и в XIII-XIV вв. он завоевал симпатии всей Западной Европы. Крупнейшим достижением готической художественной мысли стал большой городской собор – средоточие духовной и общественной жизни города: городские праздники, собрания, театрализованные религиозные представления, будничные и праздничные богослужения – все это проходило в стенах собора и на прилегающей к нему площади. Готический собор являлся и своеобразной энциклопедией своего времени, так как представлял собой воплощённую совокупность достижений искусств, наук, ремесел. Архитектура, скульптура, витражная живопись, декоративное искусство – все работало на создание единой эмоциональной атмосферы, все несло в себе характерное для мышления средневекового человека восприятие мира как некоего целого.
Процесс строительства готического храма протекал долгие годы, иногда столетия (собор Парижской богоматери, Рейнский собор, собор в Амьене). Несмотря на сроки, строительство проходило в рамках определенной традиции, что обеспечивало конечную художественную целостность грандиозных сооружений. Бесконечная смена порталов, скульптурных галерей и балюстрад приводит к нарастанию мощного вертикального движения архитектурных форм. Устремленный ввысь, собор не довлеет своей массой на лежащий внизу город, а как бы парит над ним, выражая порыв человечества к Богу.
Для интерьера готических соборов характерны огромные оконные проемы, украшенные витражами. Они определяют особую светоцветовуго среду внутри здания. Во внутреннем пространстве характерна тенденция к объединению нефов и трансепта. Традиционно для убранства католического готического собора и обилие скульптурных изображений (сравните с православными храмами, где скульптура, так же как и инструментальная музыка, символизиру¬ющая собой обмирщение высокой идеи христианства, неприемлема идеологически).
Иконографическая традиция готических соборов выражала идеал установления града Божьего на земле и единения человеческого и Божественного начал: отсюда преобладание в иконах просветленно-возвышенного и торжественного настроений.
В музыкальном искусстве готики утвердилось многоголосие – полифония, причем такой вполне светский жанр, как мотет (от фр. mot – слово). Возникнув сначала как жанр церковной музыки, к XIII в. он трансформировался настолько, что известные народные мелодии могли вытеснять в нем темы григорианских хоралов, хотя исполнялись мотеты и во время католических служб.
Западноевропейская средневековая литература.
«Новоевропейское» литературное творчество к XI-XII вв. уже обладало широким устоявшимся кругом жанров:
«ученая» латинская поэзия;
поэзия трубадуров;
поэзия вагантов (бродячих студентов, монахов);
героический эпос с его сагами, «песнями» («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» и т.д. );
куртуазная повесть и роман;
городская литература с популярным жанром реалистической стихотворной новеллы («фаблио» – во Франции, «шванк» – в Германии);
огромный пласт христианской литературы, как ученой богословской, так и популярной народной (очень распространен был жанр «видения», где человеку во время забытья виделись картины потустороннего мира, хождения души по мукам).
Рыцарская литература возникла в XI – XII вв. при дворах феодалов. Её центральная тема – культ прекрасной дамы. Особенно это проявилось в куртуазной (изысканной) литературе, к примеру, в известном произведении Ж. Бедье «Роман о Тристане и Изольде». Куртуазная лирическая поэзия представлена в творчестве трубадуров, труверов, миннезингеров. Она имеет ряд определенных жанров: альба – грустный поэтический диалог влюбленных, расстающихся утром после тайного свидания; пасторелла – лирическая песня о встрече рыцаря с пастушкой; кансона (канцона) – наиболее сложное по строению поэтическое произведение, соединяющее разные стихотворные размеры.

Театр.
Ряд ограничений, введенных в искусство христианской моралью, в большей степени коснулся театра, где был введён ряд запретов и ограничений. Церковные и народные формы зрелищ к театру, как таковому, трудно отнести. Среди церковных «театральных» жанров выделяют литургическую драму, миракль, мистерию и моралите:
Литургическая драма – церковное песнопение с элементами театрального действа, оживляющего службу.
Миракль – «чудо». Разыгрывался на паперти лучшими прихожанами и настоятелями храма во время церковных празднеств.
Мистерия – таинство, приурочиваемое к большому празднику, разыгрываемое на площади прихожанами. Расцвет мистерии приходится на XV в. Сюжет ее – показ праведных и грешных. Действующие лица: Бог, черти, ангелы, праведные и грешник, проходящий через муки ада. Иногда приговоренных к смерти казнили во время мистерий, они исполняли там роли грешников.
Моралите как жанр отделилось от мистерии и явилось, по сути, уже театральной формой. Сюжет основан не только на библейских, но и на современных темах. Конфликт моралите – противоречия между пороками и добродетелями.
Народные театральные формы, представляемые бродячими актерами, которые разыгрывали небольшие сценки, высмеивавшие цер¬ковь и власть («соти», фарсы), были запрещены и преследовались Церковью.
Все эти формы средневековых представлений не продолжали традиций античного театра, а, напротив, прерывали их. Традиции эти получили развитие только в эпоху Возрождения.

Красота тела.
С падением Римской империи в конце V века достижения косметических практик постепенно забываются.
В первые столетия раннего Средневековья европейские феодалы еще не чурались личной гигиены. В городах они бывали частыми посетителями общественных бань, в замках знатные дамы купались в холодной воде, ароматизированной благовонными травами.
Однако с течением времени эти привычки ослабевали. Духи с сильным запахом все чаще служат заменой элементарной гигиене тела.
В обществе возобладали ортодоксальные нравы католической церкви. И, согласно одной из ее сентенций, тело считалось греховным сосудом, тут уж было не до разнообразных украшательств, заботе о его внешнем виде и даже об элементарной чистоте.
С упадком Римской империи закончилась эпоха воспевания красоты. В результате частых войн и переселений народов нарушилась торговля с Востоком, а в связи с этим прекратились поступления благовоний из Аравии и Персии.
Идеал женской красоты в Средние века далек от канонов, существовавших в Древней Греции, Риме. Теперь это женщина с высокой маленькой грудью, с узкими бедрами, длинными ногами, небольшой ступней. Краски безбрового лица также блеклые. Никакого подкрашивания глаз, щек и губ. Женщины опасались яркой внешности, потому что иной раз броская красота могла стать сигналом для обвинения в колдовстве и последующей за этим расправе.
Суровая была эпоха, с бесконечными войнами, повальными эпидемиями.
И все же не суждено было европейскому народу навсегда распрощаться со знаниями, накопленными в результате косметических открытий.
В ХI-ХIII веках начинаются Крестовые походы с целью освобождения так называемых «Святых мест», находящихся в руках мусульман. Эти войны имели и некоторую позитивную сторону, так как они породили контакт и обмен с другими культурами. В частности, с арабской, где были накоплены глубинные знания в разных областях науки, в том числе медицины, ботаники, химии, что повлекло за собой и развитие косметологии в тех краях.
Дворянская знать в Европе в этот период живет в затворничестве в своих замках. И только бродячие торговцы, переходя от замка к замку, продают различные бальзамы, предметы туалета, лекарственные травы, сберегают и приумножают секреты косметики.
Таинственные составы хранятся в «мешочке для наряжания» — так назвался оригинальный туалетный столик. Он представлял собой красивый предмет мебели сложной конструкции, в сложенном виде напоминающий бюро. Там находилось множество потайных выдвижных ящичков, складных зеркал. И в тайне от всех модницы, накрасившись, любуясь собой, часами проводили перед ними время.

Эстетическая мысль в Византии (IV – XV в.в.)
Прокопий Кессарийский (конец V – VI в.в.).
Описание храма св. Софии – влияние античности: восхищается гармонией храма. Новое: построение такого храма – дело не человеческого искусства, а «божественного соизволения».
VII – VIII – полемика между иконоборцами и иконопочитателями. Против иконоборцев выступали Иоанн Дамаскин и Феодор Студит. Иконопочитание – это не идолопоклонничество, потому что когда мы поклоняемся иконам, мы поклоняемся не самому изображению, атому, кто изображен. Иоанн Дамаскин: «Честь, воздаваемая образу, переходит первообразу».
IX – XI в.в. – расцвет искусства Византии.
Михаил Пселл. Высоко ценит иконы, но не уверен, что икона адекватна прообразу. Но нравится икона ему не эти соответствием, а своей красотой. Т.о. пытается говорить о самоценности искусства.
Фотий. Дидактические задачи искусства.
Михаил Хониат (XII – XIII в.в.): полемика с идеей, что искусство не может существовать без толпы зрителей.

Эстетическая мысль в Древней Руси.
Основные черты:
 Не было целостных произведений по эстетике, она содержалась в летописях, житиях, художественной литературе.
 Основа эстетики – народное мировоззрение, народное художественное творчество (былины, песни, сказки). «Слово…»
 Народным мотивам противостояли аскетические идеалы – Кирилл Туровский.
 Влияние античности, Византии и южнославянских народов (иконоборчество – Иосиф Волоцкий).
 Гражданственность, воспевание красоты природы и человека, мысль о единстве физической и духовной красоты человека, идея о важной роли искусства.
XI – начало XIII в.в. – Илларион, Кирилл Туровский, «Слово…», «Повесть временных лет». Мотив красоты родины, беспокойство за её судьбу, критика раздробленности. Эстетическая идея – «прекрасное – это родина».
XIV – XVI в.в. – тенденция гуманизма. Красота человека, красота природы, идея объективности прекрасного. + Аскетизм ( Нил Сорский – духовно прекрасное всегда выше). Преобладает интерес к изобразительному искусству – появляются описания произведений («Иконописные подлинники»).
XVII – Аввакум (о духовной красоте), просветители Симеон Полоцкий, Карион Истомин. Симон Ушаков: интерес к природе искусства, о назначении художника, о правдивости искусства, о пропорциях, красоте, идеале.


+ см. вопрос 3 - дополнение из учебника

вопрос 7. Эстетическое как ценностное отношение.
Эстетическое отношение – ценностное. Оценка – деятельностная форма реакции человека, в которой ценность себя прояв-ляет, это активное отношение, артикулирующее ценность. Варианты отношения субъект- объект – ценности: а) нейтральность: не красивый, не безобразный; б) соотношение, со-единение полюсов: драматическое соединение противоположностей. Жизнь как взаимо-действие драматических начал. в) напряжение перед еще неизвестной ценностью. Зачем же нужны ценности вообще?
Ценностное освоение – основа ориентации человека в мире, появляется возможность выбора, планирования деятельности, осмысленной ориентации в мире. Язык ценностей особый - это метки, которые зовут меня или предупреждают об опасности и, таким образом, осмысленно включают меня в реальность. Происходит освоение мира, т.е. объект-носитель ценности является опознанным, своим, пережитым. На основе ориентации происходит мотивация, и ее значение в том, что она стимулирует какую-либо деятельность, а это происходит постоянно, благодаря ценностной связи. Постоянный во-прос перед человеком: что такое хорошо, что такое плохо. Ценностные отношения становятся способом самоутверждения человека в тех свя-зях, в которые он попадает, тем самым он себя выделяет. Основа – субъектное самовыделение человека.

Специфика эстетического отношения связана с пониманием того, что это не единственное и не первое ценностное отношение в системе человеческой культуры. Эстетическому отношению человека к миру и эстетическим ценностям предшествует другой, более фундаментальный тип ценностных отношений, которые являются условием, основанием и материалом для эстетического отношения и эти ценности получили название утилитарных ценностей; отношения, которые связаны с практической жизнью человека и общества.
Возникая из утилитарного, эстетическое к утилитарному не сводимо. Платон говорит о любви к прекрасному. И в этом ценностная диалектика: с одной стороны, прекрасное производно от полезного, с другой стороны, нетождественно, несводимо к полезному.



вопрос 8. Специфика эстетического объекта и эстетической ценности.
Начнем с различий эстетических и утилитарных ценностей.
Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Это ценность бытийная, сознание только фиксирует складывающуюся ценность.
Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складыва-ется и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетиче-ским можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает.Но характеристика «идеальный» недостаточна для эстетической ценности. Но есть более глубинная характеристика эстетической ценности: эстетическая ценность духовна. Не все идеальное духовно: отражение в сознании материального – идеально, но не духовно. Суть в основании возникновения ценности. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Марксистская философия обходилась без понятия духовного. Есть и другие концепции, где духовное равно сакральное – религиозные концепции. Духовность – особый уровень развития сознания. Духовность – тот уровень сознания, когда сознание становится самостоятельной субстанциальной силой, когда сознание становится субъектом, началом свободным, суверенным. Духовные ценности – ответ на духовные потребности, выявляющие значение объектов для фундаментальных потребностей человеческого существования.
Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в кото-ром я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение.
Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потреб-ностями сознания, это, во-первых. Вторая важная характеристика духовности – неутили-тарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Это зна-ли давно, но часто просто констатировали. Кант обращает на это внимание, когда связы-вает эстетическое отношение со свободой человека. Кант – парадокс, когда говорим об эстетической ценности: это ценность, значит вопрос для чего, но здесь нельзя спрашивать зачем. Бесцельная целесообразность.С одной стороны, объект пронизан целесообразно-стью, которая фиксируется, ибо этот объект имеет смысл для нас. Нечто уместное, оправ-данное для нас, обоснованное в нашем существовании. С другой стороны, никакой цели, кроме любования для нас в объекте нет. Объект, носитель утилитарной ценности полезен, утилитарен в той мере, в какой он средство для достижения какой-либо цели. Эстетиче-ское в этом плане противоположно утилитарному; это цель сама по себе. Далее – это самодовлеющая ценность, т.е.достаточная сама по себе. Эстетические ценности – самодовлеющие ценности – Лосев. И это точно. Это взято из религиозной философии. Феномен власти объекта над субъектом: объект приковывает, привязывает, и эта красота оказывается нам достаточной. Он только нам нужен, мы влюбляемся в него и не видим ничего, кроме него. Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но ценность объекта носит обобщающий характер: объект связан с носителем во всей его целостности, а не с какими-либо вещами. Мы в утилитарном восприятии воспринимаем мир односторонне, в его частичности, мы видим то, что нам надо видеть. В эстетическом – наоборот. Редуцированная голова у палеолити-ческих Венер или головы нет вовсе, она здесь не нужна совсем. Здесь женщина важна в ее функции, которую выполняет ее организм. Есть десятки изображений соединения муж-ского и женского полового органа в первобытных изображениях, и это утилитарное изо-бражение. Насколько это далеко от скульптур Родена, где в единстве телесное и духовное, и где появляется красота.
Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Происходит расширение горизонта сознания до космических масштабов.
Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное, поэтому выражение – ключевое слово для эстетики.
Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Русская эстетика усиливает это употребляя слово «выразительность». Выражение концентри-руется в понятии выразительность. Эстетика – наука о выразительных формах. Выраже-ние – всякое раскрытие, выразительность – раскрытие, обращающееся к эмоциональному миру человека. Это обнаружение смысла, совпадение с переживанием этого смысла. Вы-разительная форма заставляет нас переживать смысл, который иначе существовать не мо-жет. И здесь мгновенное совпадение, видение формы. Смысл становится содержанием пе-реживания.

Итог: эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.
Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, само-довлеющая, самоценная и символическая.
Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения челове-ка в мире.


вопрос 9. Основные уровни эстетического отношения.
вступление. про эстетическое отношение, но не более:Эстетическое отношение — общезначимое и общечеловеческое отношение, присущее
людям. Раскрытие природы и сущности эстетического отношения — одна из
основных теоретических проблем эстетики и ряда других наук. Проблему
эстетического отношения можно рассмотреть с точки зрения гносеологии, либо
психологии. В любом случае, в качестве объекта выступает красота
(прекрасное), вызывающая в субъекте особое переживание эстетического
отношения — отношения к прекрасному, а прекрасное — это свойство,
притягивающее к себе эстетическое отношение. Эстетическое отношение нельзя
рассматривать как полное совпадение явления и сущности, из чего следует, что
эстетическое отношение — это высшее проявление интуитивной способности
человека, его способности проникать в таинственную красоту природных явлений.

вопрос 10. Форма как носитель эстетической ценности.

URL записи

@темы: философские тетради