12:17 

Искра Огня
Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
25.12.2008 в 05:47
Пишет Тиннаро:

эстетика вопросы 11-15
вопрос 11. Дизайн как эстетическое формообразование.
Дизайн появляется в псоледней трети 19 века. Дизайн - это эстетическое конструирование. Он появляется вместе с модерном, и он связан с промышленным производством. Дизайн предполагает массовое конструирование. Дизайн как эстетизация функции, он соединяет утилитарность, функциональность и эстетическую форму.
Дизайн тесно связан с телестностью, с человеческим телом.

Дизайн — это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим. Дизайн, как дисциплина, стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством.

В середине ХХ века в профессиональном лексиконе для обозначения формообразования в условиях индустриального производства употреблялось понятие «индустриальный дизайн». Тем самым подчеркивалась его неразрывная связь с промышленным производством и конкретизировалось многозначность термина «дизайн». И многие трактаты по истории дизайна того времени в заголовках содержали уточняющие «индустриальный дизайн». Затем в конце ХХ века проектно-художественную деятельность в области индустриального формообразования стали называть более кратко — «дизайн». Отчасти это связано и с тем, что общество вступило в фазу постиндустриального и произошли значительные перемены и в целеустановках «индустриального дизайна».

Дизайн, как творческий процесс, иногда можно разделить на
художественный дизайн — создание вещного мира сугубо с точки зрения эстетики восприятия (внешние проявления формы);
техническая эстетика — наука о дизайне, учитывая все аспекты, и прежде всего конструктивность (раний этап становления), функциональность (средний), комфорность ее производства, эксплуатации, утилизации и т. д. (современное понимание).

вопрос 12. Эстетическое сознание: природа и онтология.
Специфика эстетического сознания в том, что оно является восприятием бытия и всех его форм и видов в понятиях эстетики через призму эстетического идеала. Эстетическое сознание каждой эпохи вбирает в себя все существующие в ней рефлексии по поводу прекрасного и искусства. В его состав входят бытующие представления о природе искусства и его языка, художественные вкусы, потребности, идеалы, эстетические концепции, художественные оценки и критерии, формируемые эстетической мыслью.
Первоначальным элементом эстетического сознания является эстетическое чувство. Его можно рассматривать как способность и эмоциональную реакцию индивида, связанную с переживанием от восприятия эстетического предмета. Развитие эстетического чувства приводит к эстетической потребности, т.е. к потребности воспринимать и приумножать прекрасное в жизни. Эстетические чувства и потребности получают выражение в эстетическом вкусе – способности отмечать эстетическую ценность чего-либо.

В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку.
Кроме того, коллективное эстетическое сознание – явление метапсихологическое, над-психологическое. Но когда речь идет об индивидуальном эстетическом сознании, здесь мы впадаем в мыслительное пространство психологии. Ибо индивидуальное эстетическое сознание – это психическая реальность со своими процессами и результатами.
Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой челове-ка. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существова-ния, особую онтологию. Рабочее определение индивидуального эстетического сознания (функциональное понимание): сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность.
Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реаль-ность – эстетическое сознание.
Этот механизм: 1. обладает целостностью, эстетическое сознание – это система, оно целостно. Эта система включает некие свойства, структуры, функциональное единство.
Природа этого органа: 1. социокультурная природа. У животных этого механизма нет, но это общее основание. Обязательной предпосылкой эстетического сознания является существование системы эстетического отношения. Эстетическое отношение формируется сразу как сложная социокультурная система, в которой выразительные, предметно-знаковые формы существуют вместе с эстетическим сознанием. Эстетическое сознание существует только в рамках этой системы.
XVIII в. понял (начиная с Канта), что эстетическое сознание не врожденное явление. До этого еще считалось, что врожденное. Но эстетическое сознание формируется при-жизненно, посредством включения человека в систему эстетического отношения.
2. деятельностная природа и деятельностный способ существования эстетического сознания. Эстетическое сознание формирует и развивает себя только через эстетическую активность. Эстетическое сознание является не только приобретенным, но и утрачивае-мым.
Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания.
Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания.


вопрос 13. Эстетический вкус как ядро эстетического сознания.
Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувствен-ной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности.

Кант: С представлением о предмете, форма которого (а не материальное в представлении о нем, то есть ощущение) рассматривается в рефлексии о ней (без намерения обрести понятие о предмете) как основание удовольствия от представления о подобном объекте, - с таким представлением это удовольствие мыслится как необходимо связанное, следовательно, не только для субъекта, схватывающего эту форму, но и вообще для каждого, кто выносит о нем суждение. Тогда предмет называется прекрасным, а способность выносить суждение на основании такого удовольствия (следовательно, выносить общезначимое суждение) называется вкусом. Однако суждение вкуса, подобно всем другим эмпирическим суждениям, притязает только на общезначимость, что, несмотря на его внутреннюю случайность, всегда возможно. Странно и необычно здесь только то, что не эмпирическое понятие, а чувство удовольствия (следовательно, вообще не понятие) надлежит посредством суждения вкуса - будто оно является предикатом, связанным с познанием объекта, - ожидать от каждого и связывать с его представлением. Хотя в суждении вкуса удовольствие зависит от эмпирического представления и априорно не может быть связано с каким-либо понятием (невозможно априорно определить, будет ли предмет соответствовать вкусу или нет, его надлежит испробовать), однако удовольствие есть все-таки определяющее основание этого суждения только вследствие сознания того, что оно покоится на рефлексии и общих, хотя только субъективных, условиях соответствия рефлексии познанию объектов вообще, для которых форма объекта целесообразна. Этим и объясняется, почему суждения вкуса по их возможности - поскольку она предполагает априорный принцип - также служат предметом критики, хотя этот принцип не есть ни познавательный принцип для рассудка, ни практический принцип для воли и, следовательно, не есть априорно определяющий принцип. Восприимчивость к удовольствию, возникающему из рефлексии о формах вещей (как природы, так и искусства) свидетельствует, однако, не только о целесообразности объектов по отношению к рефлектирующей способности суждения сообразно понятию природы субъекта, но и, наоборот, о целесообразности субъекта по отношению к предметам по их форме и даже бесформенности в силу понятия свободы; и поэтому эстетическое суждение должно быть отнесено в качестве суждения вкуса не только к прекрасному, но и в качестве возникшего из духовного чувства к возвышенному, и, таким образом, критика эстетической способности суждения должна быть разделена на две соответствующие этому главные части.

Эстетический вкус оказывается ядром и психическим телом эстетического сознания. Его недостаточно для функционирования эстетического отношения к миру, это двигатель, сила, пусковой механизм эстетического отношения. Но нужны информационные, энерге-тические, функционально-психологические основания. Он обрастает «пристройками», оп-ределяющими его работу.
Функции вкуса: 1. онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. Вкус включает человека в эстетическую реальность, которая властно нас подчиняет, волнует, притягивает. У чело-века может быть вкус в латентном состоянии.
2. семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. Происходит движение через предметность форм к смыслу их, через предмет-ность к означаемому вкуса. Вкус как гид по реальности. Позволяет читать книгу как смысл.
3. ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической со-держательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.
4. оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, пережи-ваний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Вкус работает как интуитив-ная сила, это мгновенное усмотрение, прочитывание.
Вкус прочитывает мир через всю полноту прошлого опыта человека, через несколько мгновений.
Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус, эстетическую и содержа-тельную наполненность человека. Без вкуса для человека нет эстетической реальности. На этот механизм – вкус – наращиваются другие элементы эстетического сознания.


вопрос 14. Опыт анализа вкуса в истории эстетики.
В собственно эстетическом смысле «высокого вкуса» термин «вкус» (gusto) впервые употребил испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из спо¬собностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. От него этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII в. появляется много специаль¬ных трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики, а в большинстве трактатов по эстетике вопросы вкуса занимают видное место.

Проблема вкуса занимает центральное место в эстетике Просвещения. Дидро, отрицая одно из важнейших положений картезианской эстетики о врожденности вкуса, считал, что вкус приобретается в повседневной практике. Вкус как эстетическая категория подробно рассматривается и у Вольтера. Он определяет его как способность распознавать прекрасное и уродливое. Идеалом художника является человек, гений которого сочетается со вкусом. Вкус – это не исключительно субъективное качество. Суждения вкуса общезначимы. Но если вкус имеет объективное содержание, то, следовательно, он поддается воспитанию. Разрешение антиномии хорошего и дурного вкуса Вольтер видел в просвещении общества.
Ж.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особеннос¬тей человека (его «чувствительности»), и от среды, в которой он живет. Высокого развития вкус достигает в многолюдных общест¬вах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают не деловые интересы, но склонность к праздности, увеселениям, удо¬вольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии и искусстве. На них и происходит воспитание вкуса.
Психологические особенности суждений вкуса исследовал английский философ Дэвид Юм. В большинстве своих сочинений (О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта и др.) он утверждал, что вкус зависит от природной, эмоциональной части живого организма. Он противопоставлял разум и вкус, считая, что разум дает знание истины и лжи, вкус дает понимание красоты и безобразия, греха и добродетели. Юм предполагал, что красота произведения заключается не в нем самом, а в чувстве или вкусе воспринимающего. И когда человек лишен этого чувства, он не способен понимать красоту, хотя бы и был всесторонне образован. Вкус отличается известной закономерностью, которая может быть изучена и видоизменена с помощью доводов и размышлений. Красота требует активности интеллектуальных способностей человека, который должен «прокладывать путь» для правильного чувства.
Э. Бёрк начинает свое «Философское исследование о происхож¬дении наших идей возвышенного и прекрасного» (1756) с разверну¬того анализа вкуса, в результате которого приходит к выводу: «В целом, как мне представляется, то, что называют вкусом в наиболее широко принятом значении слова, является не просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий, доставля¬емых внешним чувством, вторичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольст¬вий и относительно аффектов, нравов и поступков людей»

Эстетический вкус: в докантианской эстетике – особенность человека, позволяющая ему понимать эстетические ценности (в том числе англ. эст – Бёрк).
Эстетика Канта – этапная в исследовании эстетического вкуса – это особая специфическая способность – суждение вкуса. Правильнее было бы переводить – оценочная способность. Важная способность – интуиция. Это индивидуальная способность, хотя она формируется культурой, но действует она как сугубо личностная.
Он заметил антиномию вкуса, противоречие, которое, по его мнению, свойственно всякой эстетической оценке. С одной стороны, – о вкусах не спорят, так как суждение вкуса очень индивидуально, и никакие доказательства не могут его опровергнуть. С другой стороны, он указывает на нечто общее, существующее между вкусами и позволяющее их обсуждать. Таким образом, он выразил противоречие между индивидуальным и общественным вкусом, которое принципиально неразрешимо. По его мнению, отдельные, противоречащие друг другу суждения о вкусе могут существовать вместе и в равной степени быть верными.
Кант: «Вкус есть способность судить о предмете или о способе представления на основании удо¬вольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным»

В 20 в. проблема эстетического вкуса разрабатывалась Х.-Г.Гадамером. В работе Истина и метод (1960) он связывает понятие «вкус» с понятием «мода». В моде, по мнению Гадамера, момент общественного обобщения, содержащийся в понятии вкуса, становится определенной действительностью. Мода создает общественную зависимость, которую практически невозможно избежать. Здесь кроется различие моды и вкуса. Хотя вкус и действует в подобной общественной сфере, что и мода, но он ей не подчиняется. По сравнению с тиранией моды вкус сохраняет сдержанность и свободу.

Эстетический вкус представляет собой обобщение эстетического опыта. Но это во многом субъективная способность. Более глубоко обобщает эстетическую практику эстетический идеал. Проблема идеала как теоретическая проблема эстетики впервые была поставлена Гегелем. В Лекциях по эстетике он определил искусство как проявление идеала. Эстетический идеал – это воплощаемый в искусстве абсолют, к которому искусство стремится и постепенно восходит. Значение эстетического идеала в творческом процессе очень велико, поскольку на его основе формируется вкус художника, вкус публики.


вопрос 15. Структура эстетического сознания.

Эстетическое сознание это одна из форм общественного сознания, которая отражает чувственно-эмоциональное и интеллектуальное отношение личности к действительности и искусству, ее стремление к гармонии и совершенству. Структура эстетического сознания весьма сложна. Она включает в себя потребностно-мотивационный компонент, эстетическое восприятие, эстетические чувства, вкус, интерес, эстетический идеал, эстетические творческие способности.


URL записи

@темы: философские тетради

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Учусь жить заново...

главная