19:03 

магистратура.вопросы 6-10

Искра Огня
Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
6. Проблема ценности. Ценность и оценка.

Ценность - сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать «иное» и сохранять в памяти прошлое. (Плотников)
Вообще, диапазон трактовок понятия ценности очень широк. Особую значимость ценностная проблематика получила прежде всего в аксиологии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Первые философские представления о ценности складываются в античности. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо.В античной философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы. В концепции Платона Единое или Благо было тождественно Бытию, Добру и Красоте. Платон не только различал два плана бытия - чувственный и сверхчувственный, но выделил их связующее начало, каким является благо. Аристотель Стоики под ценностью также понимали благо и идею высшего. В Средние века складываются представления о высшем благе и высшей ценности, какой является бог. Новое время: Декарт заключает, что высшее благо – человек как носитель научного знания. Феномен ценности находится в сфере научных интересов Канта. Кант выделял две сферы: сферу должного и сферу сущего. В его этической (категорический императив) и эстетической (проблема вкуса) проблематике понятие ценности имеет большое значение. Позже Р.Г. Лотце реализует идею о выделении особой дисциплины аксиологии. Риккерт характеризовал ценности как надбытийные и надсубъектные, надобъектные . По Риккерту, условием соединения действительности и ценности становится особая форма бытия ценностей – их значимость, которая проявляется в акте оценивания.
Можно выделить след. типы аксиологических учений:
1. Аксиологический психологизм (Вундт, Брентано), кот. В качестве источника ценностей рассматривает человека, его цели, чувства, волю, эмоции, потребности. Все, что обладает значением для человека, является ценностью.
2. Аксиологический нормативизм (Шпенглер, Вебер) рассматривает в качестве источника ценностей социокультурную деятельность, а ценности отождествляются с нормами, правилами, обеспечивающими функционирование человеческого сообщества.
3. Аксиологический трансцендентализм (Лотце, Риккерт) – ценности находятся по ту сторону бытия, выявляются в акте оценивания или откровении.
4. Аксиологический онтологизм (Шелер, Гартман) Развивают идею сверхбытийной сущности, присущей ценностям. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая образует и онтологическую основу личности. Гартман в этом контексте поставил вопрос о необходимости автономизации ценностей и освобождении аксиологии от религиозных предпосылок.
5. Культурно-исторический релятивизм. Эта теория связана с именем Дильтея, утверждавшего идею аксиологического плюрализма, т. е. множественность равноправных ценностных систем, зависящих от культурно-исторического контекста, и познаваемых в рамках познания таких контекстов.
Основными элементами ценностного отношения являются: 1) первичный слой желаний, ожиданий и предпочтений 2) жизненный выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели (с их непосредственно очевидной пользой) и ориентацией на отдалённую жизненную перспективу. Этому выбору предшествует создание и общественное признание социокультурных ориентиров, говоря иначе ценностных образцов типа «истины», «красоты», «веры», «комфорта», «богатства», «власти» и т.д.; 3) осознание индивидом того факта, что жизненный выбор вообще и ориентация на ценность в особенности, - это не одномоментный акт, а достаточно долговременное состояние. Этому проективному состоянию предшествует рефлексия 4) превращение ценностного выбора в основание для оценки всего «иного», то есть других ориентаций, избранных другими людьми
Когда человек избрал для себя ценность, он её идеализирует. А то, что выбрали другие уже оценивает. Поэтому определение оценки звучит следующим образом: Оценка – философская категория, обозначающая аксиологическое отношение человека ко всему нормативно представленному многообразию предметных воплощений. Без оценки не обходится ни один индивид. Исходным основанием, на котом вырастает оценка, всегда является аксиологическое отношение, но её универсальный масштаб и конечная цель в первобытности задаётся пользой, в условиях цивилизации – ценностью.
Ценность – это сложнаяформа универсального проектирования реальной жизни людей и их устремлений на будущее. Можно выделить 2 основные ценностные ориентации: на мир и на себя. Жизненный выбор закрепляется и избранная ценность приобретает идеальную форму, существующую субъективно и в качестве регулятива, то есть способной осуществить оценочное действие. Оценка субъективна и проективна. Оценка – такой элемент ценностного постижения действительности, кот. Является не только способом отражения объективной реальности, но и формой отношения человека к миру.
Ценность и цель: Ценность, как и цель, придает смысл деятельности, в процессе движения к цели индивид отстаивает свои ценности, и наоборот: цель выступает в качестве идеального образа того объекта,которого объект стремится достичь с которым соизмеряет свои ценности. Цель выступает, т.о., как единство содержательног знания и оценки.
Ценность и полезность: В первобытности понятие ценности тесно связано с понятием полезности, а затем становится формой воплощения культуры. Духовными ценностями становятся добро, красота, истина и т.д…
Оценка и истина: в каом-то смысле истина предстает как социально-ценностный феноме,кот. Вырабатывается в качестве нормы отношения к действительности.

Историю А. в западной философии принято начинать с Г. Лотце, немецкого физиолога и философа, который в 60- 70-е гг. XIX в. теоретически обособил сферу ценностного определения должного от двух других сфер - явлений действительности (фактов) и интеллектуальной веры в их постижимость (истин) - и на этой основе придал понятию "ценность" категориальный смысл, значимый как для бытия, так и для познания. Понять и оценить действительное значение этого эпизода можно лишь связав воедино три процесса: 1) историю метафизики, в недрах которой зарождается и трансформируется ценностная проблематика; 2) историю цивилизации, судьба которой в этой проблематике переживается и осознается: 3) историю и логику поиска людьми наилучших ориентиров для своих целей и устремлений. Аксиологические представления впервые в их целостном виде складываются в метафизике Платона. Именно Платон не только различил два плана бытия - чувственный (физическую реальность) и сверхчувственный ( умопостигаемую реальность), но и ввел идею их высшего связующего начала - Единого, функциональным аспектом которого является Благо. Единое, манифестирующее себя как Благо, становится тем самым одновременно и началом бытия для всего множества вещей, и принципом истинности, и условием ценности, т. е. того, к чему устремляется человек в своих желаниях. Вся последующая история метафизики разворачивается с этого времени вокруг понимания связи Единого и Высшего Блага в его отношении к множественности форм бытия, познания и ценности.
Источник: mirslovarei.com/content_fil/aksiologija-5236.ht...

Ценность можно определить как форму отношения человека к общезначимым образцам культуры и тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее. Сохранять в панмяти прошлое. Ценность проявляет себя прежде всего через оценку. Оценка – форма реакции человека, где ценность себя проявляет. Ценности как правило бимодальны и каждой ценности соответствует своя антиценность. Ценности создают систему координат.
Для Ницше оценка – создание ценностей. Гуссерль был вообще против понятия ценностей.

8. Социальная философия, ее предмет и функции.
Социальная философия подходит к определению своего предмета философски. Она показывает, что предмет философии меняется с изменением функций и места философии в жизни общества.
В классической философии социальная философия была на задворках. В середине 19 века классическая философия терпит крах - переворот - появляется научное обществознание. Начинается новый период и предпосылки к формированию новой социальной философии - к появлению позитивизма.
Зрелая социальная философия - современная социальная философия.. Она формируется и потому, что что социология оказалась не в состоянии описать общество, ответить на вопрос кто создает социальные системы и структуры, откуда она сама. А также на более общие вопросы: как возможно общество?

Социальная философия возникает из 2 форм человеческого опыта:
1. обыденный повседневный опыт
2. теоретический, научный опыт

Социальная философия в отличии от классической философии не пастулирует картину мира как некую абстракцию, а выводит ее из постоянно меняющегося обыденного опыта, строит динамические модели. Таким образом она использует отличную от классической методологию.

2 функции социальной философии:
1. мировозренческая
2. методологическая

9. Понятие социальности. Право, экономика, политика, этничность как аспекты социальности.
В традиционной философии общество делится на сферы. С точки зрения социальной философии это в корне не верно. Социальность - определенная взаимосвязь людей друг с другом. Она меняется и создает все новые и новые средства связи. Социальность не абстрактна, она нагружена и властью, и национальными, и другими аспектами.

10. Общественное сознание, его уровни и формы.
Классическая философия сознания была гносиологической. В 20 веке приходит онтологическое понимание: сознание не познание, отображающее вещи, а связь человека с субъектом. (Со-знание).
Как реализуется со-знание? Общественное сознание можно довольно условно разделить на несколько уровней (например на 2 пары уровней): обыденное-научное (по отношению к реальности, истине) и психология-идеология (по отношению к ценностям, ориентациям). В этих примерах научное и идеологическое сознание будут созданными. Они производятся.

Сознание можно разделить на формы: мифология, религия, мораль, политика, право, искусство, наука и тд

@темы: философские тетради

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Учусь жить заново...

главная