Иногда высказывается мнение, что проблемы этики можно значительно упростить, если перевести их в правовую плоскость. Однако большинство специалистов считают, что необходимо все же проводить различие между правом и моралью, между правовой и моральной оценкой каких-либо событий, между правовыми и моральными суждениями. Рассмотрим аргументы «против» тезиса «что законно, то морально» на основе примеров из истории, современности и действующего законодательства.
Право представляет собой публичный институт перевода этических представлений в ясно сформулированные, недвусмысленные правила социального поведения и наложения наказания за их нарушение. В своих различных формах оно публично закрепляет способы решения тех или иных жизненно важных проблем. О праве говорят, что это не что иное, как мораль, наделенная способностью принуждения.
Какие ассоциации у вас возникают при словах «закон», «право»? читать дальшеУслышав слово «право», приверженец традиционного понимания вспоминает о существовании статута о преступлении и других подобных ему; у сторонника второго понимания слово «право» ассоциируется скорее с Декларацией прав человека и гражданина. «Права человека» являются правами на не-Зло — на то, чтобы не подвергаться агрессии и притеснению.
Традиционное, обыденное понимание права сложилось много веков назад, а свое теоретическое и идеологическое обоснование получило в 14-15 веках в процессе развития абсолютной монархии в Соединенном Королевстве и в Европе.
Закон в рамках традиционного понимания трактуется как возведенная в абсолют воля правителя — его моральные ценности, идеалы, намерения, предпочтения, принципы — и отождествляется с указом государя. В период абсолютных монархий хорошим правителем признавался в первую очередь тот, который заботился о своих подданных, был добр к ним, сострадал им, был им достойным «отцом». Право понималось как свод запретов, ограничивающих действия любого члена общества как в хозяйственной жизни, таки в сфере нравственности, и поэтому фактически являлось «руководством для моральной полиции». Наказанию подлежали как уличенные и доказанные преступные действия (воровство, убийство и др.), так и еще не совершенные преступления (например, опасный образ мыслей, который, как считалось, должен наказываться, так как повышает вероятность совершения преступлений). Существовали законы против неприличия, лжеверия, непочтительности, чревоугодия, неблагоразумия и др. — таким образом государство устанавливало предварительную цензуру над поведением своих подданных, что означало законодательно оформленное недоверие к каждому человеку.
Согласно политическому патернализму, который подчинил себе юридическую мысль в эпоху абсолютных монархий, человек подобен ребенку или подростку, который может жить лишь по чужим законам под угрозой кнута или в ожидании «пряника», но никак не по своим собственным, поэтому государство и закон должны защищать подданных от самих себя ради их же собственной выгоды.
Этические нормы регулирует отношения, опираясь, прежде всего, на традиции, привычки, обычаи, силу общественного мнения, а следовательно являются более древними и изначальными, очищенными от поличиских интересов правиля. Мораль — это всегда свободный, добровольный выбор формы поведения или поступка, который не всегда определяется рациональными соображениями. В моральном выборе большую роль играют эмоции, чувства любви, заботы, смирения, служения, альтруизма, дружбы, уважения, верности, преданности, самоотверженности, чести, религиозные чувства и принципы. Мораль обращается к внутреннему миру человека, в то время как право интересуют только поступки людей в рамках жизни общества. Магам же, всегда было особенно важно значение поступка не только по форме, но и по его содежанию. Что отчасти нашло свое отражение в том числе и в Статуте о преступлениях - за одно и то же деяние Маг наказывается по-разным обвинениям, в зависимости от того как оно было совершено.
"4.1. Совершение намеренного убийства волшебника или маггла (совершенное в отношении одного или нескольких лиц) независимо от способа совершения
4.2. Однократное применение Непростительного заклятья боли, Подчинения воли, Смертельного Непростительного заклятья"
Право регулирует отношения в ограниченном социальном пространстве и в ограниченных временных рамках — только сегодняшние отношения между людьми. Право всегда несколько запаздывает: в общественной практике должно накопиться определенное количество коллизий, в результате чего возникает потребность их правового урегулирования. Поэтому между моментом обнаружения вредности применяемой практики и разработкой и принятием того или иного закона, объявляющего данную практику незаконной, существует временной интервал, иногда значительный. А учитывая тот факт, что в мире магов все время появляется что-то новое, что должно отнести к допустимому или не допустимому, то разработка новых законов растягивается по времени на неопределнный срок. А ведь они после их разработки еще должны пройти процедуру по их принятию в Визингамоте!
Моральное регулирование отношений не ограничено во времени. Моральному одобрению или осуждению подвергаются люди, социальные институты, идеи, государства, народы, существующие в настоящее время и существовавшие сотни лет назад. Мораль также способна регулировать отношения людей,которые только еще будут жить на Земле. Многие люди, живущие сейчас, руководствуются моральными принципами, направленными в будущее — на сохранение всего живого на планете, на охрану окружающей среды и сохранения статута о секретности магического сообщества.
Язык морали — это язык, с помощью которого оформляются идеалы. А моральные идеалы - высший эталон должного, высший эталон совершества. Именно поэтому долгое время именно этика, основанная на традиции была мерилом правосудия в магическом сообществе. И именно поэтому аристократические семьи так чтут соблюдение традиций в сообществе до сих пор. Ведь именно эти традиции позволяют формировать в каждом индивидуме способность относительно самостоятельно определять и направлять свою линию поведения в сообществе без повседневного внешнего контроля, что характеризуется в таких понятиях как совесть, честь, чувство личного досоинства, отвественность. А самоконтроль мага намного более эффективен для общественной безопасности, нежели попытка контролировать его извне, угрожая наказаниями за проступки.
Итак, рассмотрим аргуметы против тезиса, о том «что законно, то морально» .
Во-первых, хоть право и занимается непосредственно регулированием отношений морали (равенства, достоинства, свободы, власти, ответственности, статуса и т.д.), его нельзя рассматривать как отражение и воплощение моральных стандартов общества.
Законопослушный волшебник отнюдь не обязательно является высоконравственным и добродетельным, а правовое закрепление какого-либо порядка не оправдывает его с моральной точки зрения. Человек, признанный по закону виновным, не обязательно является виновным и с моральной точки зрения. Признание или непризнание его виновным с моральной точки зрения зависит от морального принятия или легитимности тех законов, на основании которых судят данного человека.
Во-вторых, не все законы морально оправданны. Если мы следуем тезису «что законно, то морально», то нам будет трудно с нравственной точки зрения доказывать необходимость либо принятия нового закона, либо отмены старого (а ведь Непростительные заклятья далеко не всегда были преследуемы п закону!). Наши действия в этом случае могут быть расценены как противоправные и подлежащие наказанию.
Произвол государственной власти во время войны с Грюндевальдом вызвал естественное стремление народов как магловского, так и магического населения к созданию свода правил, которые бы ограничивали этот произвол и служили нравственным обоснованием действиям борцов против него. Международным сообществом были разработаны и приняты документы, цель которых состоит в том, чтобы защитить индивида, оградить человеческое достоинство от незаслуженных унижений, гарантировать права личности и по возможности не допустить насилия над индивидом. Это Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и др.
В-третьих, не все то, что аморально, можно объявлять незаконным. Если, например, считается общепринятым, что лгать безнравственно, то это не значит, что необходимо принять закон, запрещающий всякую ложь. Такой закон оказался бы невыполнимым.
Мир магов: законы против этики
Иногда высказывается мнение, что проблемы этики можно значительно упростить, если перевести их в правовую плоскость. Однако большинство специалистов считают, что необходимо все же проводить различие между правом и моралью, между правовой и моральной оценкой каких-либо событий, между правовыми и моральными суждениями. Рассмотрим аргументы «против» тезиса «что законно, то морально» на основе примеров из истории, современности и действующего законодательства.
Право представляет собой публичный институт перевода этических представлений в ясно сформулированные, недвусмысленные правила социального поведения и наложения наказания за их нарушение. В своих различных формах оно публично закрепляет способы решения тех или иных жизненно важных проблем. О праве говорят, что это не что иное, как мораль, наделенная способностью принуждения.
Какие ассоциации у вас возникают при словах «закон», «право»? читать дальше
Право представляет собой публичный институт перевода этических представлений в ясно сформулированные, недвусмысленные правила социального поведения и наложения наказания за их нарушение. В своих различных формах оно публично закрепляет способы решения тех или иных жизненно важных проблем. О праве говорят, что это не что иное, как мораль, наделенная способностью принуждения.
Какие ассоциации у вас возникают при словах «закон», «право»? читать дальше