Мандраго́ра (лат. Mandragora) — род многолетних трав семейства Паслёновые.
Корни растений этого рода иногда напоминают человеческую фигуру, как у женьшеня, в связи с этим в древности мандрагоре приписывали магическую силу.
В природе имеется несколько видов, встречающихся в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.
читать дальше
Наиболее распространены следующие виды мандрагоры:
мандрагора осенняя (Mandragora autumnalis),
мандрагора лекарственная (Mandragora officinalis),
мандрагора туркменская (Mandragora turcomanica),
мандрагора стеблевая (Mandragora caulescens),
весенняя мандрагора (Mandragora vernalis).
Мандрагора туркестанская обитает в Западном Копетдаге, является реликтом третичной флоры, охраняется государством.
Растение ядовито. Содержит 0,4 % тропановых алкалоидов
гиосциамин (hyoscyamine)
скополамин (hyoscine)
Мандрагора высокотоксична, и алкалоиды, содержащиеся в ней, угнетают рост раковых клеток (выделяя цитотоксины).
Мандрагору раньше иногда использовали как сильнодействующий галлюциноген. Растение часто упоминается в «колдовских» рецептах средневековья. Само собой разумеется, что наиболее высоко ценились и, соответственно, дороже стоили те корни, которые более точно передавали человеческий облик, особенно, если намечался пол, так как существовали мандрагоры мужские и женские. Употребление мандрагоры категорически не рекомендуется, так как возможны тяжелейшие побочные действия и в некоторых случаях смертельный исход.
Непоправимый вред, который может быть результатом употребления мандрагоры: потеря памяти, когнитивные нарушения функции мозга. Близкими родственниками мандрагоры являются растения белена и беладонна, обладающие схожим психоактивным действием.
Авицена о мандрагоре:
Это корень дикого луффаха, то есть корень всякого крупного луффаха. Он похож на изображение человека и его потому также называют йабрух, ибо Йабрух есть имя созданного самой природой идола, то есть растения, имеющего человеческий облик, все равно, существует ли в действительности носитель этого имени или не существует. Тот корень мандрагоры, который можно найти, - это темноватые деревянистые куски, слегка крошащиеся, и большие, как крупный куст.
Мандрагора холодная в третий степени и почти столь же сухая. Как думают некоторые, в ней есть небольшая теплота. Что касается корней, то они очень холодные и сушащие, а кора на корнях действует слабо. Листья употребляют сухими и свежими, и это приносит пользу; в самом луффахе есть влажность.
Вызывает онемение. От мандрагоры получают слезу, а также выжатый сок, причем выжатый сок сильнее, чем слеза. Тому, у кого хотят отрезать какой-нибудь орган, дают выпить три обола такого выжатого сока в вине, и это вызывают спячку. Говорят, что если кипятить корень мандрагоры со слоновой костью в течение шести часов, она становится гибкой и податливой.
Если в течение недели натирать листьями мандрагоры кровоподтеки, это их устраняет без изъязвления, особенно если найдутся свежие листья. Молоко луффаха сводит кровоподтеки и веснушки без жжения и ожога.
Мандрагору употребляют от твердых опухолей, гнойников и "свинок", и это помогает. А если корень мандрагоры мелко истолочь и приложить с уксусом на карбункул, это его излечит.
Корень мандрагоры с толокном служит лекарственной повязкой при болях в суставах и иногда излечивает от слоновой болезни.
Мандрагора вызывает спячку и сонливость, а если ее положить в вино, то сильно опьяняет. Это относится к той мандрагоре, у которой белые листья и которая не имеет стебля и называется мужскою. Употребление луффаха в большом колличестве и частое нюханье его, особенно луффаха мандрагоры белолистной, вызывает сакту.
Из мандрагоры иногда приготовляют вино против бессонницы и оно прогоняет бессоницу.
Слеза мандрагоры в составе глазных лекарств успокаивает чрезмерную боль. Делают также и лекарственные повязки из листьев мандрагоры.
Мандрагору с медом и оливковым маслом прикладывают на места укусов.
Мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определённых снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл Мандрагору «человекоподобным растением», а Колумелла — «травой-получеловеком»). В некоторых народных традициях по виду корня Мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им (в духе народной этимологии) соответствующие названия: ср. англ. «мужчина») и (от луотап, «женщина»). В старых травниках корни Мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой. Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый Мандрагорой при её выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую Мандрагоре. При выкапывании Мандрагоры сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии. Существовало поверье о происхождении Мандрагоры из поллюции повешенного человека (ср. названия Мандрагора; нем.букв. «висельничек»). Хильдегарда Бингенская (12 в.) считала, что Мандрагора возникла там, где был создан Адам. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу Мандрагоры и её роль в зачатии плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах Мандрагоры), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль (Быт. 30, 14—23). В Греции Мандрагору связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей (считалось что с помощью колдовского снадобья из Мандрагоры Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь). Юноши носили иногда кусочки Мандрагоры в качестве любовного амулета. В средние века представления о способности Мандрагоры вызывать зачатие обусловили появление целый индустрии изготовления поддельный мандрагоровых корней. Мандрагорп с древности широко использовалась в народ ной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии.
Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана с нечистой силой—с дьяволом (в Аравии распространено поверье, что ночью Мандрагора светится, в связи с чем её называют «свечой дьявола» с ведьмами (в средние века Мандрагора в ряде европейских традиций именовалась «цветком ведьмы»), колдуньями (считалось, что с помощью Мандрагоры они могут лишить человека красоты и рассудка.
До сих пор так и нельзя до конца сказать к чему относили Мандрагору, к волшебному корню или живому существу, или все это соеденяли вместе.
Библия
Бытие глава 30, стихи 14—16
14. Рувим пошёл во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего.
15. Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.
16. Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне; ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лёг он с нею в ту ночь.
14. Песнь песней Соломона глава 7, стих 14 Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: [это] сберегла я для тебя, мой возлюбленный!
В. Гёте, «Фауст». Мандрагора упоминается Мефистофелем («О мандрагорах вздор твердите / И глупости о черном псе»): согласно средневековому поверью, корни мандрагоры указывают местонахождение кладов; корень мандрагоры может быть выкопан только чёрным псом; человек, дерзнувший его вырыть, погибает.
Н. Макиавелли, комедия «Мандрагора». Хитрец Каллимако, желая совратить жену мессера Нича Кальфуччи, является к нему под видом доктора и говорит, что давняя мечта мессера — иметь детей — может осуществиться, если его супруга выпьет настойку мандрагоры. Это вернейшее средство, но есть у него один недостаток — первая ночь смертельно опасна для мужчины. Мессеру предлагают выход: схватить на улице какого-нибудь бродягу (которым в результате оказывается сам Каллимако) и подложить в постель к его жене — тогда вредное действие мандрагоры скажется на нём. Под видом настойки мандрагоры Каллимако даёт Нича смесь сладкого вина с пряностями.
Ганс Гейнц Эверс, повесть «Альрауне». Мандрагора служит отправной точкой смелого эксперимента: зачатия, осуществлённого спермой повешенного.
Джеральд Даррелл, сказочная повесть «Говорящий свёрток». Мандрагоры предстают в образе больших яиц, спящих на пнях в Мандрагоровом лесу.
Дж. К. Роулинг, роман «Гарри Поттер и Тайная комната». Студенты Хогвартса под руководством профессора Стебль выращивали в оранжереях мандрагоры, причём плач мандрагор мог убить человека. Сок зрелых мандрагор применяется для расколдовывания опасных заклинаний, к числу которых относится и заклинание окаменения.
Анджей Сапковский, «Ведьмак», «Крещение огнём». Чародейки изготовляют из мандрагоры мазь, которая даёт ослепительную красоту; мандрагору используют для эликсиров, обеспечивающих вечную молодость, а также дистиллируют из неё невероятно ценный самогон. Герои распивают самогон, изготовленный из корней мандрагоры, рассматривают корни и обсуждают способы добычи корней. Упоминаются легенды о корнях мандрагоры.
И. А. Бунин, стихотворение «Мандрагора».
Пер Лагерквист, повесть «Палач». Упоминается корень мандрагоры, благодаря которому «хоть воруй, хоть чего хочешь делай — все тебе в руку пойдет, пусть даже и рук нету!»
Евгений Немец, книга «Корень мандрагоры».
Мишель Турнье, произведение «Пятница, или Тихоокеанский лимб». Упоминается мандрагора, как цветок, рождающийся на том месте, куда попала сперма человека.
Маргит Сандему, сага Люди Льда. Корень мандрагоры являлся оберегом, охранял от зла и напастей.
Шекспир, Уильям, «Ромео и Джульетта» — «…кругом ужасный смрад, глухие стоны, похожие на стоны мандрагоры…» (Джульетта).
Диана Уинн Джонс, «Ходячий замок»
Мандраго́ра (лат. Mandragora) — род многолетних трав семейства Паслёновые.
Корни растений этого рода иногда напоминают человеческую фигуру, как у женьшеня, в связи с этим в древности мандрагоре приписывали магическую силу.
В природе имеется несколько видов, встречающихся в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.
читать дальше
Корни растений этого рода иногда напоминают человеческую фигуру, как у женьшеня, в связи с этим в древности мандрагоре приписывали магическую силу.
В природе имеется несколько видов, встречающихся в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.
читать дальше