Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
читать дальше
Sex Pistols («Секс Пи́столз») — британская рок-группа, явившаяся наиболее полным воплощением субкультуры панка. Несмотря на непродолжительность наиболее активной фазы своего существования (чуть более двух лет), Sex Pistols оказали влияние на немалое число рок-музыкантов.
История Sex Pistols начинается с лондонской группы The Strand, которую в 1973 году основали трое тинейджеров — Стив Джонс (вокал), Пол Кук (барабаны) и Уолли Найтингейл (гитара). Позже Джонс говорил, что в то время они с Куком играли на ворованных инструментах (Джонс тогда учился играть на гитаре), потому что на свои пришлось бы долго копить.
Члены The Strand периодически наведывались в два магазина одежды на Кингс Роуд, что в районе Челси: «Acme Attractions» (он принадлежал некоему Джону Кривайну) и «Too Fast to Live, Too Young To Die», хозяевами которого были Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд. Последнему заведению и суждено было стать колыбелью Sex Pistols. Магазинчик Макларена и Вествуд открылся в 1971 году под вывеской «Let It Rock» и сначала подстраивался под клиентуру так называемых тедди-боев, а в 1972 году, сменив название, переориентировался на модные рокерские и байкерские тенденции. Наконец, через два года, в 1974, он был ещё раз переименован (на этот раз в «SEX») и впоследствии стал настоящим центром лондонской панк-тусовки.
В начале 1974 года Джонс попросил у Макларена помочь The Strand раскрутиться, благодаря чему Макларен фактически стал менеджером команды и первым делом добавил к Джонсу, Куку и Найтингейлу в качестве басиста подрабатывавшего у него в магазине Глена Мэтлока — студента Колледжа искусств им. Святого Мартина. В таком составе группа начала репетировать, а в ноябре Макларен улетел в Нью-Йорк, где некоторое время был менеджером New York Dolls.
В Лондон Макларен возвращается в мае 1975 года, и находясь под впечатлением от формирующейся заокеанской панк-сцены и в частности от харизмы Ричарда Хэлла из Television, загорается идеей создать провокационную рок-группу (сказалось также и его увлечение в своё время идеями ситуационизма). За основу он решает взять имеющийся «под рукой» коллектив The Strand, который тем временем продолжал репетировать под присмотром друга Макларена Бернарда Роудса (позже стоявшего у истоков The Clash) и уже имел в своём активе выступления на публике. Вскоре с подачи Макларена из группы выгоняют Найтингейла, гитаристом становится Джонс, а группа переименовывается в The Swankers. Однако без харизматичного лидера группа была обречена оставаться малоприметным рок-н-ролльным ансамблем, поэтому Макларен, Роудс и члены коллектива оперативно начали поиски вокалиста. Одним из претендентов был в частности шотландец Мидж Юр из группы Slik. Вообще, «поиски вокалиста», как позже рассказывал Мэтлок, сводились в основном к поиску людей с короткими волосами, потому что длинные тогда носили практически все.
В августе 1975 года Роудс заметил на Кингс Роуд 19-летнего Джона Лайдона, такого же, как и Джонс с Куком, выходца из местной низшей социальной среды. Его внешний вид моментально притягивал внимание: волосы, зачёсанные в беспорядке вверх (первым такую причёску как раз стал носить Ричард Хэлл), рваная, скрепленная булавками футболка с надписью «Pink Floyd», поверх которой фломастером было выведено «Я ненавижу» (в то время это считалось чудовищным музыкальным ругательством), маниакальный взгляд — он казался готовым недостающим элементом для группы, оставалось лишь узнать о его музыкальных способностях. В этот же день (по другими сведениям — на следующий) Лайдон был приглашён под вечер в близлежащий паб для встречи с Джонсом и Куком. Джонс позже вспоминал, что прикид Лайдона, его зелёные волосы, манера держаться да и сама встреча произвели на него благоприятное впечатление. Когда паб закрылся, в магазине Макларена Лайдону устроили прослушивание, на котором он поимпровизировал под песню Элиса Купера «I'm Eighteen». Его выступление вызвало у Джонса и Кука смех, но Макларен убедил их принять Лайдона в состав The Swankers и начать репетировать. За нежелание чистить зубы Джонс вскоре окрестил Лайдона «Джонни Роттеном» («гнилым»).
Между тем перед группой встал вопрос о смене названия и после разбора множества вариантов (среди которых были Le Bomb, Subterraneans, The Damned, Beyond, Teenage Novel, Kid Gladlove, Creme De La Creme, QT Jones and His Sex Pistols) решено было остановиться на Sex Pistols. По поводу выбора этого названия имеется несколько версий (по одной из них, название было подсмотрено в заголовке порно-журнала, по другой — так называлась уличная группа или банда, увиденная Маклареном в Нью-Йорке). Сам Макларен туманно объяснял, что его идея в общих чертах заключалась в том, чтобы его подопечных воспринимали как «плохих мальчиков», но при этом очень притягательных. В это же время группа начинает писать свой собственный музыкальный материал. Все тексты писал Роттен, а большинство музыки — Мэтлок, хотя в числе авторов всегда указывались все четверо.
Первое официальное выступление группы 6 ноября 1975 года организовал Мэтлок в стенах своего учебного заведения. Sex Pistols играли на разогреве у паб-рок-команды Bazooka Joe, причём одолжив у них оборудование и барабаны. В тот раз группа сыграла лишь несколько кавер-версий - «Substitute» (The Who), «Whatcha Gonna Do About It» (The Small Faces) и «(I’m Not Your) Steppin' Stone», в основном известную в исполнении The Monkees. Очевидцы концерта вспоминали, что музыкально группа ничего выдающегося не представляла, разве что играла крайне громко. Исполнить собственные песни группа не успела, так как участники Bazooka Joe вырубили ей электричество, опасаясь за сохранность своего инструмента. Из-за этого между участниками двух групп случилась небольшая потасовка прямо на сцене.
В течение первой половины 1976 года Sex Pistols выступали по клубам Лондона, с лета того года стали выезжать на гастроли в провинцию. У Sex Pistols появился постоянный концертный звукорежиссёр, Дэйв Гудман, который помог группе создать плотный громкий звук, характеризующийся в бесперебойных ударных и искажённом звуке лидер-гитары. Пение Роттена состояло из аффектированных, пародирующих кокни возгласов, пронзительно пропеваемых. Никаких пластинок и радиотрансляций не было, однако известность группы росла быстрыми темпами в среде британского андерграунда. В августе 1976 года Sex Pistols впервые показывают по телевидению (они исполнили одну из своих первых песен, «Anarchy In The U.K.»), чем вызвали у СМИ и широкой публики любопытство к панку. После этого только Макларену удалось выйти на крупный лейбл EMI и заключить контракт. Стоит отметить, что сами музыканты не называли свою музыку «панком», они предпочитали термин «хаос». Термин «панк» (англ. Punk — подонок, хулиган) прижился благодаря прессе. К тому времени Sex Pistols были бесспорным олицетворением панка, воодушевив тысячи людей на создание групп по всей Великобритании, а также изменив мировоззрение уже существовавших (The Jam, The Clash, Joy Division, The Buzzcocks и др.)
Осенью 1976 года Sex Pistols впервые дали концерт за рубежом (в Париже) и затем выступили на первом панк-фестивале в клубе «100» в Лондоне. Тогда же вышел их первый сингл «Anarchy In The U.K.», занявший 38-е место. Через 5 дней, 1 декабря, состоялось печально известное интервью в телепередаче Билла Грюнди с участием группы и их друзей. После того, как ведущий попытался пофлиртовать с одной из девушек (которой оказалась ставшая знаменитой впоследствии Сьюзи Сью из Siouxsie & the Banshees), музыканты в прямом эфире покрыли ведущего нецензурной бранью — случай, не имевший прецедента до этого на британском телевидении. Шокировал телезрителей и тот факт, что друзья группы появились в повязках со свастикой. На следующий день со стороны прессы и разгневанных граждан Великобритании посыпались проклятья в адрес группы и телеканала Би-би-си. Начавшееся вскоре турне «Анархия» было частично сорвано: во многих городах власти запрещали концерты группы, а те, что проводились, осаждались толпами верующих, посылавших проклятья группе. С этого момента ореол скандальности окружал Sex Pistols до самого распада группы. В начале января 1977 года состоялись выступления в Амстердаме, после чего произошёл очередной скандал в аэропорту «Хитроу» (музыканты совершили акты вандализма в салоне самолёта и продолжили хулиганские выходки в гостинице).
Всё это, вместе с планами выхода нового провокационного сингла «God Save The Queen», оказалось последней каплей для EMI и 27 января 1977 года контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Компания выплатила группе неустойку. Тогда же в состав группы вошёл Сид Вишес, давний друг Роттена, заменивший Мэтлока, которого группа так никогда и не приняла в качестве «своего» (официально ему в упрёк ставилась любовь к The Beatles, хотя на самом деле сказывались их социальные различия). Несмотря на неумение играть на бас-гитаре, Сид Вишес оказался идеально подходящим для имиджа панк-рокера, однако его зависимость от тяжёлых наркотиков вносила всё более ощущаемый элемент хаоса вокруг группы.
Пытаясь пристроить новый сингл, Макларен вышел на лейбл A&M. Пресса широко освещала подписание контракта 10 марта 1977 года на площади перед Букингемским дворцом, однако через неделю контракт был расторгнут лейблом, руководители которого были шокированы хулиганским поведением музыкантов в конторе компании. Заинтересованность проявили Virgin, выпустившие в итоге в июне 1977 года сингл «God Save The Queen» (название повторяет английский гимн). В тот год в Великобритании праздновался юбилей королевы (25-летие восшествия на престол), и торжества совпали с выходом пластинки. Полная ёрничества и жестокой иронии песня оказалась «пощёчиной» английскому истеблишменту. В честь сингла было организовано выступление на речном пароходе, фланирующем по Темзе перед зданием Парламента. Спустя полчаса все участники вечеринки были арестованы полицией. При этом, несмотря на запрет песни по британскому радио, сингл занял 2-е место (по одной из популярных версий, он занял 1-е, но музыкальная индустрия не решилась официально это признать).
Тогда же на участников коллектива было совершено несколько нападений (предположительно роялистами). Это вынудило Sex Pistols сократить концертную деятельность на родине: в конце лета 1977 года группа анонимно выступила всего несколько раз в лондонских клубах. В то же время прошли европейские гастроли и на осень была запланирована поездка в Америку (позже перенесённая на январь следующего года). Интерес к ней был во многом подогрет большой статьей Чарльза М. Янга («Рок болен и живёт в Лондоне», Rolling Stone, 10 октября 1977 года). Автор с большой симпатией написал о панк-роке в целом и The Sex Pistols в частности, неприязненно отозвавшись о поведении массмедиа и британских властей, чьи запреты и гонения нарушали весь перечень гражданских свобод.
28 октября 1977 года вышел единственный студийный альбом группы (не считая последовавшей звуковой дорожки к фильму) — «Never Mind The Bollocks», занявший 1-е место в британском хит-параде (провокационное название пластинки вызвало очередной скандал). Помимо «Anarchy In The UK» и «God Save The Queen» в альбом вошли также два последние сингла: «Pretty Vacant» и «Holidays In The Sun».
В январе 1978 года Sex Pistols отправились в гастроли по США. Поездка оказалась гибельной для группы, не выдержавшей внутренних противоречий. Маршрут выступлений пролегал по городам американского Юга, где о Sex Pistols никто не знал (единственным пиаром была наспех сделанная радиореклама). В результате контингент зрителей составляли в большинстве своём местные завсегдатаи пабов, которым музыка группы была совершенно чужда и непонятна. На сцене основное внимание стал притягивать Сид Вишес, который тоже резал себе тело, по примеру Игги Попа, битыми бутылками, оскорблял публику и провоцировал драки. При этом его бас-гитару на концертах зачастую отключали от усилителей, чтобы его неровная и слабая игра не искажала общее звучание. Роттена же наоборот эти выступления, очевидно, тяготили: к этому времени отношения между ним и Маклареном практически прервались, а имидж группы и её музыкальное направление стали бременем, сковывавшим его художественные устремления. Несколько дней спустя после финального и в целом более успешного концерта 18 января 1978 года в Сан-Франциско Роттен объявил, что покидает группу. Вишес отправился к своей подруге в Нью-Йорк, Кук и Джонс вместе с Маклареном полетели в Бразилию, а Роттен на Ямайку. Позже певец признался, что на самом деле «блефовал», заявляя об уходе, однако Макларен принял тогда эти слова всерьёз вследствие накалённости их отношений. Отказавшись от псевдонима, Джон Лайдон вскоре основал группу Public Image Ltd, давшую, как считают некоторые, начало постпанку.
Buzzcocks — британская группа, образовавшаяся в 1976 году в Манчестере, Англия, и одной из первых начавшая исполнять поп-панк — мелодичную и неагрессивную разновидность панк-рока. Творческое наследие Buzzcocks, лишённое агрессивности Sex Pistols или политизированности The Clash, оказало, тем не менее, революционное влияние на развитие поп- и рок-музыки.
В июле 1976 года, Buzzcocks дали свой первый концерт на разогреве у Sex Pistols в клубе «Лессер Фри Трэйд Холл»; ещё через три месяца они присоединились к ним же в составе Anarchy Tour. После его окончания Шелли занял у отца двести фунтов и на эти деньги группа записала дебютный мини-альбом Spiral Scratch, выпустив его тиражом в 1000 экземпляров на собственном лейбле New Hormones Records: это (согласно Trouser Press) был первый панк-релиз, сделанный по принципу do-it-yourself.
В сентябре 1977 года Buzzcocks подписали большой контракт с компанией United Artists, которая предоставила им полную свободу творчества и уже месяц спустя выпустила синглом песню «Orgasm Addict». BBC cочла текст песни слишком откровенным и запретила сингл, но он тут же создал группе скандальную репутацию.
После ухода Смита (его заменил Стив Гарви) вышел второй сингл «What Do I Get?», добравшийся уже до четвёртого десятка британского хит-парада. Настоящее же признание пришло к группе с выходом дебютного альбома Another Music in a Different Kitchen (март 1978 года).
Во втором альбоме Love Bites, записанном продюсером Мартином Рашентом, влияния Девото не слышно: это авторская работа Шелли, ставшего полноправным лидером группы (в качестве единственного исключения отмечалась песня «Love is Lies», спетая Дигглом). Заключительная инструментальная вещь «Late for the Train» (первоначально записанная для программы Джона Пила) — бенефис Мэйера.
The Clash («Клэш») — легендарная британская рок-группа. Являясь одним из ключевых ансамблей раннего панк-рока, The Clash также смело экспериментировали с различными стилями от реггей до хип-хопа. Такая широта музыкального диапазона, политическая бескомпромиссность и полные энергии и провокаций концерты принесли The Clash нехарактерный для панка крупный успех у себя на родине (все альбомы группы попадали в верхнюю «двадцатку» хит-парадов) и за рубежом.
The Clash образовались в начале июня 1976 года в Лондоне в результате объединения участников двух групп The 101'ers и London SS: из первой пришёл Джо Страммер, из второй Мик Джонс, Пол Симонон и Кейт Левин.
Концертный дебют новой группы состоялся 4 июля 1976 года в Шеффилде на разогреве у Sex Pistols. Последовали выступления по клубам Лондона и в провинции. В конце августа Симонон и Страммер приняли участие в массовых беспорядках в лондонском районе Ноттинг-Хилл, вспыхнувших в ответ на жёсткие действия полиции против карибских эмигрантов: Пол бросал кирпичи в полицию, Джо пытался поджечь перевёрнутый автомобиль. Под впечатлением от происшедшего несколько позже была написана песня «White Riot», ставшая дебютным синглом группы.
В начале сентября Левин покинул The Clash (вскоре он присоединится к The Flowers of Romance, а спустя 2 года вместе с Джоном Лайдоном создал Public Image Ltd). 20 и 21 сентября The Clash выступили на первом международном панк-фестивале в лондонском клубе «100», где также выступали Sex Pistols, The Buzzcocks, The Damned и др. Следом группу покинул ещё один участник — ударник Терри Чаймс, — и его заменил Роб Харпер, дотянувший, впрочем, лишь до начала следующего года.
В ноябре The Clash с продюсером Гаем Стивенсом впервые записались в профессиональной студии, — демозаписи предназначались для Polydor Records, однако группа была разочарована результатами работы Стивенса, и записи никуда не пошли. Весь декабрь The Clash с Sex Pistols и The Damned провели в разъездах по Англии в рамках турне «Anarchy», однако большинство концертов были запрещены или отменены организаторами вследствие национального скандала, вызванного телеинтервью Sex Pistols.
27 января 1977 года The Clash подписали контракт с CBS Records, одним из крупнейших международных лейблов, что вызвало противоречивую реакцию в среде тогдашнего панк-рока. Группа сразу же приступила к записи первого сингла и альбома. Необходимо отметить, что к тому времени группа приняла очень важное для себя решение, — не ограничивать себя роком, а играть также реггей, музыку, ассоциировавшуюся в то время с негритянским протестом и в целом считавшуюся голосом «третьего мира». Реггей охотно слушали в среде первых панк-рокеров, в панк-клубе «Roxy» ди-джей Дон Летс проигрывал последние новинки ямайской музыки, специалистом по которой в The Clash считался бас-гитарист Пол Симонон, выросший в негритянском квартале и с юности приобщившийся в ска и реггей.
Дебютный альбом, названный просто «The Clash» и вышедший 8 апреля 1977 года, состоял из раннего панк-арсенала группы (песни «I’m So Bored With The USA», «Career Opportunities», «London’s Burning»). Альбом неожиданно заканчивался 6-минутной кавер-версий реггей-хита Джуниора Мервина «Police And Thieves». Несмотря на то, что предварявший альбом дебютный сингл «White Riot» занял всего лишь 38-е место, альбом добрался до 12-й позиции в британском хит-параде — к большому удивлению лейбла и группы. В последующие годы синглы The Clash также мало пользовались коммерческим успехом, в то время как альбомы обязательно попадали в «двадцатку».
Летом The Clash задумали записать новый сингл с ямайским продюсером Ли Перри, работами которого восхищались. Перри, в то время живший, как и Боб Марли, в Лондоне, с интересом согласился продюсировать запись. Однако версия Перри оказалась слишком перегруженной технологией даба и не годилась для коммерческого сингла. Заново смикшированный, уже без участия Перри, сингл «Complete Control» вышел в конце сентября 1977 года и занял 28-е место. В то же время Марли, узнав от Перри о The Clash, написал песню «Reggae Punk Party», вышедшую на сингле «Jammin’».
В октябре The Clash отправились в турне поддержку сингла «Get Out Of Control» с концертами в Германии, Ирландии, Шотладнии и северной Англии.
Согласно договору с лейблом, подходило время выпускать новый альбом, однако у The Clash к началу нового года фактически не было нового материала. По предложению менеджера Джо Страммер и Мик Джонс отправились в январе на Ямайку, где, как планировалось, они должны были найти вдохновение для второго альбома. Однако на Ямайке музыканты никого не знали, обстановка на острове была неспокойная и, как следствие, особых впечатлений было вынесено немного. В то же время Пол Симонон, разочарованный тем, что его не взяли на Ямайку (а именно он считался знатоком реггей в группе), отправился в СССР. Из Ленинграда он привёз советскую атрибутику, сыгравшую свою роль в имидже группы.
Весной разразился скандал: 30 марта 1978 года двое участников группы Пол Симонон и Топпер Хидон вместе друзьями были арестованы на крыше дома за нанесение ущерба частной собственности: выяснилось, что группа занималась отстрелом летавших над крышей голубей ценных пород (сами музыканты не знали, что дорогостоящие голуби специально выводились местными рабочими). Из полицейского участка музыкантов перевели в тюрьму в Брикстоне, откуда их выпустили только под залог, данный подругой Симонона. Менеджер группы же медлил с выплатой залога, считая, что нахождение в тюрьме пойдёт музыкантам на пользу. Этот инцидент, а также накопившееся в группе раздражение неорганизованностью менеджмента привели в итоге к увольнению Берни Родса в качестве импрессарио в октябре. Делами группы занялась секретарь Родса Кэролайн Кун. Берни Родс вновь вернётся к работе с группой в феврале 1981 года.
30 апреля 1978 года The Clash с большим успехом выступили на лондонском фестивале «Рок против расизма», организованном Антинацистской лигой и собравшем около 80 тысяч человек (через год The Clash вновь выступили на фестивале). На концерте группа представила одну из своих новых песен — «Tommy Gun», — которая в конце 1978 года выйдет на сингле и станет одним из хитов The Clash.
В середине июня 1978 года вышел сингл «White Man In Hammersmith Palais» — первая самостоятельная композиция группы в стиле реггей. The Clash отправились в небольшое турне «On Parole» в поддержку сингла. Концерты сопровождались невиданным раннее насилием. Неожиданно под конец турне к The Clash присоединился Стив Джонс, гитарист распавшихся Sex Pistols, который стал выходить вместе в группой в номерах на бис. Коллективу было интересно с ним работать, они даже стали репетировать песню Pistols «Pretty Vacant», однако в то же время Мик Джонс чувствовал себя неудобно, подозревая, что его собираются Стивом Джонсом заменить — тем более, что к тому времени между ним и другими участниками группы постоянно возникали трения.
Вернувшись в октябре в Лондон из Америки, где была завершено сведение альбома, The Clash стали планировать гастроли по США. 10 ноября 1978 года, наконец, вышел второй альбом The Clash — «Give 'Em Enough Rope». Он достиг 2-го места в Великобритании, хотя критики нашли альбом слишком отшлифованным и перегруженным аранжировками. Последовало двухмесячное турне «Sort It Out» по Британии, на котором группа представила свою кавер-версию «I Fought The Law» (песня выйдет в составе мини-альбома «Cost of Living» в мае 1979 года).
The Vibrators — британская панк-группа, образовавшаяся в 1976 году в Лондоне, Англия, и получившая широкую известность на первой волне панк-рока.
В первый состав The Vibrators вошли поющий гитарист Нокс (Иэн «Нокс» Кэрнокан), басист Пэт Кольер, гитарист Джон Эллис и ударник Эдди (Джон Эдвардс). Свою первую известность группа получила благодаря Крису Спеддингу, который сначала пригласил её выступить в «Клубе 100».
Высшую точку в творческой траектории группы ознаменовал второй альбом V2 (апрель 1978).
Сrass — британская рок-группа, образовавшаяся в 1977 году в графстве Эссекс, Англия, и считающаяся (согласно Allmusic) «самой радикальной и бескомпромиссной» из групп первой волны британского панк-рока. В отличие от Sex Pistols, которые лишь призывали к анархии, Crass были «действующими» анархистами, проживали в коммуне «Dial House» неподалёку от Эппинга в Эссексе, а исполняли атональный панк-/прото-хардкор, обличая политику правительства, милитаризм, социальное устройство общества и конформистов в панк-роке. Участники группы с самого начала объявили о том, что распадутся в 1984 году, и сдержали своё обещание.
Stations Of The Crass (1979)
Sham 69 — британская группа первой волны панк-рокa, образовавшаяся в в 1975 году в Хершеме, Суррей, Англия, и как считается, стоявшая у истоков oi!-движения. Пик популярности Sham 69 пришелся на 1978—1979 годы, когда 6 синглов группы вошли в британский Top 20, а «Hersham Boys» поднялся до 6-го места.
При том, что все панк-группы провозглашали верность пролетарским идеалам, немногие из них (как отмечает Allmusic) имели столь непосредственное отношение к рабочему классу, как Sham 69. Группа образовалась в рабочем районе Хершема в 1975 году, а название заимствовала у старого граффити, посвященного успешному выступлению местной команды в сезоне 1969-70 годов. После многочисленных перестановок в составе вокруг вокалиста Джимми Перси (англ. Jimmy Pursey) сплотились: гитарист Дэйв Парсонз (англ. Dave Parsons), басист Элби Слайдер (англ. Albie Slider) и ударник Марк Кейн (англ. Mark Cain). Вскоре квартет стал завсегдатаем лондонского клуба «Roxy». В сентябе 1977 года лейбл Step Forward Records выпустил дебютный сингл группы «I Don’t Wanna», успех которого обеспечил ей контракт с Polydor Records.
Дебютный альбом Tell Us the Truth (наполовину концертный и записанный без продюсера) был выпущен в начале 1978 года (В США он вышел на Sire Records и оставался единственным заокеанским релизом группы вплоть до конца 80-х.) К моменту выхода альбома Слайдер покинул группу и на его место пришел Дэйв Трегенна (англ. Dave ‘Kermit’ Tregenna). С ним Sham 69 записали второй альбом That’s Life (1978): своего рода панк-пьесу с многочисленными диалогами, семейными и уличными, претендовавшими на то, чтобы стать фотографическим срезом реальной жизни. Лучшие вещи здесь — «Hurry Up Harry» и «Angels With Dirty Faces» — стали хитами. Летом 1978 года Sham 69 успешно выступили на фестивале в Рединге.
Рост популярности Sham 69 омрачало поведение аудитории: в ней преобладали скинхеды — как левые, так и правые. Жестокие потасовки между ними стали привычным делом на концертах группы, которые (к немалому раздражению считавшего себя социалистом Перси) стали своего рода политическими сходками для участников NF («Национального фронта»). При том, что третий альбом The Adventures of the Hersham Boys и синглы из него «If The Kids Are United» и «You’re A Better Man Than I» имели значительный коммерческий успех, гастролировать группе становилось все труднее. Перси временно отошел от дел, занявшись продюсированием других панк-групп, а Кейн покинул состав, уступив место Рики Голдстайну (англ. Ricky Goldstein).
После того, как четвертый альбом The Game как критиками, так и фэнами, был принят прохладно, Перси принял решение распустить Sham 69 и занялся сольной карьерой (в частности, со Стивом Джонсом записался как The Sham Pistols). Парсонз и Трегенна вместе с вокалистом Стивом Бэйторсом (экс-Dead Boys) образовали (недолго просуществовавший) ансамбль The Wanderers. Позже Трегенна присоединился к Lords of the New Church.
«Skrewdriver» — британская рок группа, основанная в 1976 году музыкантом Яном Стюартом Дональдсоном. Позднее стала поддерживать идеологию НС-скинхедов «White Power» («Власть белых»). Screwdriver означает «отвёртка».
Ян Стюарт Дональдсон организовал группу под впечатлением концерта Sex Pistols в Манчестере. До этого его малоизвестная группа Tumbling Dice исполняла кавер-версии Rolling Stones. Дебютный сингл группы You’re So Dumb (студия Chiswick Records) вышел в 1977 году. Из-за участия музыкантов в нескольких драках группе было запрещено выступать в Лондоне. Skrewdriver выступает преимущественно в Манчестере. В конце 1979 года группа распалась.
1977 — All Skrewed Up
1977 — Live Marquee '77
Sex Pistols («Секс Пи́столз») — британская рок-группа, явившаяся наиболее полным воплощением субкультуры панка. Несмотря на непродолжительность наиболее активной фазы своего существования (чуть более двух лет), Sex Pistols оказали влияние на немалое число рок-музыкантов.
История Sex Pistols начинается с лондонской группы The Strand, которую в 1973 году основали трое тинейджеров — Стив Джонс (вокал), Пол Кук (барабаны) и Уолли Найтингейл (гитара). Позже Джонс говорил, что в то время они с Куком играли на ворованных инструментах (Джонс тогда учился играть на гитаре), потому что на свои пришлось бы долго копить.
Члены The Strand периодически наведывались в два магазина одежды на Кингс Роуд, что в районе Челси: «Acme Attractions» (он принадлежал некоему Джону Кривайну) и «Too Fast to Live, Too Young To Die», хозяевами которого были Малькольм Макларен и Вивьен Вествуд. Последнему заведению и суждено было стать колыбелью Sex Pistols. Магазинчик Макларена и Вествуд открылся в 1971 году под вывеской «Let It Rock» и сначала подстраивался под клиентуру так называемых тедди-боев, а в 1972 году, сменив название, переориентировался на модные рокерские и байкерские тенденции. Наконец, через два года, в 1974, он был ещё раз переименован (на этот раз в «SEX») и впоследствии стал настоящим центром лондонской панк-тусовки.
В начале 1974 года Джонс попросил у Макларена помочь The Strand раскрутиться, благодаря чему Макларен фактически стал менеджером команды и первым делом добавил к Джонсу, Куку и Найтингейлу в качестве басиста подрабатывавшего у него в магазине Глена Мэтлока — студента Колледжа искусств им. Святого Мартина. В таком составе группа начала репетировать, а в ноябре Макларен улетел в Нью-Йорк, где некоторое время был менеджером New York Dolls.
В Лондон Макларен возвращается в мае 1975 года, и находясь под впечатлением от формирующейся заокеанской панк-сцены и в частности от харизмы Ричарда Хэлла из Television, загорается идеей создать провокационную рок-группу (сказалось также и его увлечение в своё время идеями ситуационизма). За основу он решает взять имеющийся «под рукой» коллектив The Strand, который тем временем продолжал репетировать под присмотром друга Макларена Бернарда Роудса (позже стоявшего у истоков The Clash) и уже имел в своём активе выступления на публике. Вскоре с подачи Макларена из группы выгоняют Найтингейла, гитаристом становится Джонс, а группа переименовывается в The Swankers. Однако без харизматичного лидера группа была обречена оставаться малоприметным рок-н-ролльным ансамблем, поэтому Макларен, Роудс и члены коллектива оперативно начали поиски вокалиста. Одним из претендентов был в частности шотландец Мидж Юр из группы Slik. Вообще, «поиски вокалиста», как позже рассказывал Мэтлок, сводились в основном к поиску людей с короткими волосами, потому что длинные тогда носили практически все.
В августе 1975 года Роудс заметил на Кингс Роуд 19-летнего Джона Лайдона, такого же, как и Джонс с Куком, выходца из местной низшей социальной среды. Его внешний вид моментально притягивал внимание: волосы, зачёсанные в беспорядке вверх (первым такую причёску как раз стал носить Ричард Хэлл), рваная, скрепленная булавками футболка с надписью «Pink Floyd», поверх которой фломастером было выведено «Я ненавижу» (в то время это считалось чудовищным музыкальным ругательством), маниакальный взгляд — он казался готовым недостающим элементом для группы, оставалось лишь узнать о его музыкальных способностях. В этот же день (по другими сведениям — на следующий) Лайдон был приглашён под вечер в близлежащий паб для встречи с Джонсом и Куком. Джонс позже вспоминал, что прикид Лайдона, его зелёные волосы, манера держаться да и сама встреча произвели на него благоприятное впечатление. Когда паб закрылся, в магазине Макларена Лайдону устроили прослушивание, на котором он поимпровизировал под песню Элиса Купера «I'm Eighteen». Его выступление вызвало у Джонса и Кука смех, но Макларен убедил их принять Лайдона в состав The Swankers и начать репетировать. За нежелание чистить зубы Джонс вскоре окрестил Лайдона «Джонни Роттеном» («гнилым»).
Между тем перед группой встал вопрос о смене названия и после разбора множества вариантов (среди которых были Le Bomb, Subterraneans, The Damned, Beyond, Teenage Novel, Kid Gladlove, Creme De La Creme, QT Jones and His Sex Pistols) решено было остановиться на Sex Pistols. По поводу выбора этого названия имеется несколько версий (по одной из них, название было подсмотрено в заголовке порно-журнала, по другой — так называлась уличная группа или банда, увиденная Маклареном в Нью-Йорке). Сам Макларен туманно объяснял, что его идея в общих чертах заключалась в том, чтобы его подопечных воспринимали как «плохих мальчиков», но при этом очень притягательных. В это же время группа начинает писать свой собственный музыкальный материал. Все тексты писал Роттен, а большинство музыки — Мэтлок, хотя в числе авторов всегда указывались все четверо.
Первое официальное выступление группы 6 ноября 1975 года организовал Мэтлок в стенах своего учебного заведения. Sex Pistols играли на разогреве у паб-рок-команды Bazooka Joe, причём одолжив у них оборудование и барабаны. В тот раз группа сыграла лишь несколько кавер-версий - «Substitute» (The Who), «Whatcha Gonna Do About It» (The Small Faces) и «(I’m Not Your) Steppin' Stone», в основном известную в исполнении The Monkees. Очевидцы концерта вспоминали, что музыкально группа ничего выдающегося не представляла, разве что играла крайне громко. Исполнить собственные песни группа не успела, так как участники Bazooka Joe вырубили ей электричество, опасаясь за сохранность своего инструмента. Из-за этого между участниками двух групп случилась небольшая потасовка прямо на сцене.
В течение первой половины 1976 года Sex Pistols выступали по клубам Лондона, с лета того года стали выезжать на гастроли в провинцию. У Sex Pistols появился постоянный концертный звукорежиссёр, Дэйв Гудман, который помог группе создать плотный громкий звук, характеризующийся в бесперебойных ударных и искажённом звуке лидер-гитары. Пение Роттена состояло из аффектированных, пародирующих кокни возгласов, пронзительно пропеваемых. Никаких пластинок и радиотрансляций не было, однако известность группы росла быстрыми темпами в среде британского андерграунда. В августе 1976 года Sex Pistols впервые показывают по телевидению (они исполнили одну из своих первых песен, «Anarchy In The U.K.»), чем вызвали у СМИ и широкой публики любопытство к панку. После этого только Макларену удалось выйти на крупный лейбл EMI и заключить контракт. Стоит отметить, что сами музыканты не называли свою музыку «панком», они предпочитали термин «хаос». Термин «панк» (англ. Punk — подонок, хулиган) прижился благодаря прессе. К тому времени Sex Pistols были бесспорным олицетворением панка, воодушевив тысячи людей на создание групп по всей Великобритании, а также изменив мировоззрение уже существовавших (The Jam, The Clash, Joy Division, The Buzzcocks и др.)
Осенью 1976 года Sex Pistols впервые дали концерт за рубежом (в Париже) и затем выступили на первом панк-фестивале в клубе «100» в Лондоне. Тогда же вышел их первый сингл «Anarchy In The U.K.», занявший 38-е место. Через 5 дней, 1 декабря, состоялось печально известное интервью в телепередаче Билла Грюнди с участием группы и их друзей. После того, как ведущий попытался пофлиртовать с одной из девушек (которой оказалась ставшая знаменитой впоследствии Сьюзи Сью из Siouxsie & the Banshees), музыканты в прямом эфире покрыли ведущего нецензурной бранью — случай, не имевший прецедента до этого на британском телевидении. Шокировал телезрителей и тот факт, что друзья группы появились в повязках со свастикой. На следующий день со стороны прессы и разгневанных граждан Великобритании посыпались проклятья в адрес группы и телеканала Би-би-си. Начавшееся вскоре турне «Анархия» было частично сорвано: во многих городах власти запрещали концерты группы, а те, что проводились, осаждались толпами верующих, посылавших проклятья группе. С этого момента ореол скандальности окружал Sex Pistols до самого распада группы. В начале января 1977 года состоялись выступления в Амстердаме, после чего произошёл очередной скандал в аэропорту «Хитроу» (музыканты совершили акты вандализма в салоне самолёта и продолжили хулиганские выходки в гостинице).
Всё это, вместе с планами выхода нового провокационного сингла «God Save The Queen», оказалось последней каплей для EMI и 27 января 1977 года контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Компания выплатила группе неустойку. Тогда же в состав группы вошёл Сид Вишес, давний друг Роттена, заменивший Мэтлока, которого группа так никогда и не приняла в качестве «своего» (официально ему в упрёк ставилась любовь к The Beatles, хотя на самом деле сказывались их социальные различия). Несмотря на неумение играть на бас-гитаре, Сид Вишес оказался идеально подходящим для имиджа панк-рокера, однако его зависимость от тяжёлых наркотиков вносила всё более ощущаемый элемент хаоса вокруг группы.
Пытаясь пристроить новый сингл, Макларен вышел на лейбл A&M. Пресса широко освещала подписание контракта 10 марта 1977 года на площади перед Букингемским дворцом, однако через неделю контракт был расторгнут лейблом, руководители которого были шокированы хулиганским поведением музыкантов в конторе компании. Заинтересованность проявили Virgin, выпустившие в итоге в июне 1977 года сингл «God Save The Queen» (название повторяет английский гимн). В тот год в Великобритании праздновался юбилей королевы (25-летие восшествия на престол), и торжества совпали с выходом пластинки. Полная ёрничества и жестокой иронии песня оказалась «пощёчиной» английскому истеблишменту. В честь сингла было организовано выступление на речном пароходе, фланирующем по Темзе перед зданием Парламента. Спустя полчаса все участники вечеринки были арестованы полицией. При этом, несмотря на запрет песни по британскому радио, сингл занял 2-е место (по одной из популярных версий, он занял 1-е, но музыкальная индустрия не решилась официально это признать).
Тогда же на участников коллектива было совершено несколько нападений (предположительно роялистами). Это вынудило Sex Pistols сократить концертную деятельность на родине: в конце лета 1977 года группа анонимно выступила всего несколько раз в лондонских клубах. В то же время прошли европейские гастроли и на осень была запланирована поездка в Америку (позже перенесённая на январь следующего года). Интерес к ней был во многом подогрет большой статьей Чарльза М. Янга («Рок болен и живёт в Лондоне», Rolling Stone, 10 октября 1977 года). Автор с большой симпатией написал о панк-роке в целом и The Sex Pistols в частности, неприязненно отозвавшись о поведении массмедиа и британских властей, чьи запреты и гонения нарушали весь перечень гражданских свобод.
28 октября 1977 года вышел единственный студийный альбом группы (не считая последовавшей звуковой дорожки к фильму) — «Never Mind The Bollocks», занявший 1-е место в британском хит-параде (провокационное название пластинки вызвало очередной скандал). Помимо «Anarchy In The UK» и «God Save The Queen» в альбом вошли также два последние сингла: «Pretty Vacant» и «Holidays In The Sun».
В январе 1978 года Sex Pistols отправились в гастроли по США. Поездка оказалась гибельной для группы, не выдержавшей внутренних противоречий. Маршрут выступлений пролегал по городам американского Юга, где о Sex Pistols никто не знал (единственным пиаром была наспех сделанная радиореклама). В результате контингент зрителей составляли в большинстве своём местные завсегдатаи пабов, которым музыка группы была совершенно чужда и непонятна. На сцене основное внимание стал притягивать Сид Вишес, который тоже резал себе тело, по примеру Игги Попа, битыми бутылками, оскорблял публику и провоцировал драки. При этом его бас-гитару на концертах зачастую отключали от усилителей, чтобы его неровная и слабая игра не искажала общее звучание. Роттена же наоборот эти выступления, очевидно, тяготили: к этому времени отношения между ним и Маклареном практически прервались, а имидж группы и её музыкальное направление стали бременем, сковывавшим его художественные устремления. Несколько дней спустя после финального и в целом более успешного концерта 18 января 1978 года в Сан-Франциско Роттен объявил, что покидает группу. Вишес отправился к своей подруге в Нью-Йорк, Кук и Джонс вместе с Маклареном полетели в Бразилию, а Роттен на Ямайку. Позже певец признался, что на самом деле «блефовал», заявляя об уходе, однако Макларен принял тогда эти слова всерьёз вследствие накалённости их отношений. Отказавшись от псевдонима, Джон Лайдон вскоре основал группу Public Image Ltd, давшую, как считают некоторые, начало постпанку.
Buzzcocks — британская группа, образовавшаяся в 1976 году в Манчестере, Англия, и одной из первых начавшая исполнять поп-панк — мелодичную и неагрессивную разновидность панк-рока. Творческое наследие Buzzcocks, лишённое агрессивности Sex Pistols или политизированности The Clash, оказало, тем не менее, революционное влияние на развитие поп- и рок-музыки.
В июле 1976 года, Buzzcocks дали свой первый концерт на разогреве у Sex Pistols в клубе «Лессер Фри Трэйд Холл»; ещё через три месяца они присоединились к ним же в составе Anarchy Tour. После его окончания Шелли занял у отца двести фунтов и на эти деньги группа записала дебютный мини-альбом Spiral Scratch, выпустив его тиражом в 1000 экземпляров на собственном лейбле New Hormones Records: это (согласно Trouser Press) был первый панк-релиз, сделанный по принципу do-it-yourself.
В сентябре 1977 года Buzzcocks подписали большой контракт с компанией United Artists, которая предоставила им полную свободу творчества и уже месяц спустя выпустила синглом песню «Orgasm Addict». BBC cочла текст песни слишком откровенным и запретила сингл, но он тут же создал группе скандальную репутацию.
После ухода Смита (его заменил Стив Гарви) вышел второй сингл «What Do I Get?», добравшийся уже до четвёртого десятка британского хит-парада. Настоящее же признание пришло к группе с выходом дебютного альбома Another Music in a Different Kitchen (март 1978 года).
Во втором альбоме Love Bites, записанном продюсером Мартином Рашентом, влияния Девото не слышно: это авторская работа Шелли, ставшего полноправным лидером группы (в качестве единственного исключения отмечалась песня «Love is Lies», спетая Дигглом). Заключительная инструментальная вещь «Late for the Train» (первоначально записанная для программы Джона Пила) — бенефис Мэйера.
The Clash («Клэш») — легендарная британская рок-группа. Являясь одним из ключевых ансамблей раннего панк-рока, The Clash также смело экспериментировали с различными стилями от реггей до хип-хопа. Такая широта музыкального диапазона, политическая бескомпромиссность и полные энергии и провокаций концерты принесли The Clash нехарактерный для панка крупный успех у себя на родине (все альбомы группы попадали в верхнюю «двадцатку» хит-парадов) и за рубежом.
The Clash образовались в начале июня 1976 года в Лондоне в результате объединения участников двух групп The 101'ers и London SS: из первой пришёл Джо Страммер, из второй Мик Джонс, Пол Симонон и Кейт Левин.
Концертный дебют новой группы состоялся 4 июля 1976 года в Шеффилде на разогреве у Sex Pistols. Последовали выступления по клубам Лондона и в провинции. В конце августа Симонон и Страммер приняли участие в массовых беспорядках в лондонском районе Ноттинг-Хилл, вспыхнувших в ответ на жёсткие действия полиции против карибских эмигрантов: Пол бросал кирпичи в полицию, Джо пытался поджечь перевёрнутый автомобиль. Под впечатлением от происшедшего несколько позже была написана песня «White Riot», ставшая дебютным синглом группы.
В начале сентября Левин покинул The Clash (вскоре он присоединится к The Flowers of Romance, а спустя 2 года вместе с Джоном Лайдоном создал Public Image Ltd). 20 и 21 сентября The Clash выступили на первом международном панк-фестивале в лондонском клубе «100», где также выступали Sex Pistols, The Buzzcocks, The Damned и др. Следом группу покинул ещё один участник — ударник Терри Чаймс, — и его заменил Роб Харпер, дотянувший, впрочем, лишь до начала следующего года.
В ноябре The Clash с продюсером Гаем Стивенсом впервые записались в профессиональной студии, — демозаписи предназначались для Polydor Records, однако группа была разочарована результатами работы Стивенса, и записи никуда не пошли. Весь декабрь The Clash с Sex Pistols и The Damned провели в разъездах по Англии в рамках турне «Anarchy», однако большинство концертов были запрещены или отменены организаторами вследствие национального скандала, вызванного телеинтервью Sex Pistols.
27 января 1977 года The Clash подписали контракт с CBS Records, одним из крупнейших международных лейблов, что вызвало противоречивую реакцию в среде тогдашнего панк-рока. Группа сразу же приступила к записи первого сингла и альбома. Необходимо отметить, что к тому времени группа приняла очень важное для себя решение, — не ограничивать себя роком, а играть также реггей, музыку, ассоциировавшуюся в то время с негритянским протестом и в целом считавшуюся голосом «третьего мира». Реггей охотно слушали в среде первых панк-рокеров, в панк-клубе «Roxy» ди-джей Дон Летс проигрывал последние новинки ямайской музыки, специалистом по которой в The Clash считался бас-гитарист Пол Симонон, выросший в негритянском квартале и с юности приобщившийся в ска и реггей.
Дебютный альбом, названный просто «The Clash» и вышедший 8 апреля 1977 года, состоял из раннего панк-арсенала группы (песни «I’m So Bored With The USA», «Career Opportunities», «London’s Burning»). Альбом неожиданно заканчивался 6-минутной кавер-версий реггей-хита Джуниора Мервина «Police And Thieves». Несмотря на то, что предварявший альбом дебютный сингл «White Riot» занял всего лишь 38-е место, альбом добрался до 12-й позиции в британском хит-параде — к большому удивлению лейбла и группы. В последующие годы синглы The Clash также мало пользовались коммерческим успехом, в то время как альбомы обязательно попадали в «двадцатку».
Летом The Clash задумали записать новый сингл с ямайским продюсером Ли Перри, работами которого восхищались. Перри, в то время живший, как и Боб Марли, в Лондоне, с интересом согласился продюсировать запись. Однако версия Перри оказалась слишком перегруженной технологией даба и не годилась для коммерческого сингла. Заново смикшированный, уже без участия Перри, сингл «Complete Control» вышел в конце сентября 1977 года и занял 28-е место. В то же время Марли, узнав от Перри о The Clash, написал песню «Reggae Punk Party», вышедшую на сингле «Jammin’».
В октябре The Clash отправились в турне поддержку сингла «Get Out Of Control» с концертами в Германии, Ирландии, Шотладнии и северной Англии.
Согласно договору с лейблом, подходило время выпускать новый альбом, однако у The Clash к началу нового года фактически не было нового материала. По предложению менеджера Джо Страммер и Мик Джонс отправились в январе на Ямайку, где, как планировалось, они должны были найти вдохновение для второго альбома. Однако на Ямайке музыканты никого не знали, обстановка на острове была неспокойная и, как следствие, особых впечатлений было вынесено немного. В то же время Пол Симонон, разочарованный тем, что его не взяли на Ямайку (а именно он считался знатоком реггей в группе), отправился в СССР. Из Ленинграда он привёз советскую атрибутику, сыгравшую свою роль в имидже группы.
Весной разразился скандал: 30 марта 1978 года двое участников группы Пол Симонон и Топпер Хидон вместе друзьями были арестованы на крыше дома за нанесение ущерба частной собственности: выяснилось, что группа занималась отстрелом летавших над крышей голубей ценных пород (сами музыканты не знали, что дорогостоящие голуби специально выводились местными рабочими). Из полицейского участка музыкантов перевели в тюрьму в Брикстоне, откуда их выпустили только под залог, данный подругой Симонона. Менеджер группы же медлил с выплатой залога, считая, что нахождение в тюрьме пойдёт музыкантам на пользу. Этот инцидент, а также накопившееся в группе раздражение неорганизованностью менеджмента привели в итоге к увольнению Берни Родса в качестве импрессарио в октябре. Делами группы занялась секретарь Родса Кэролайн Кун. Берни Родс вновь вернётся к работе с группой в феврале 1981 года.
30 апреля 1978 года The Clash с большим успехом выступили на лондонском фестивале «Рок против расизма», организованном Антинацистской лигой и собравшем около 80 тысяч человек (через год The Clash вновь выступили на фестивале). На концерте группа представила одну из своих новых песен — «Tommy Gun», — которая в конце 1978 года выйдет на сингле и станет одним из хитов The Clash.
В середине июня 1978 года вышел сингл «White Man In Hammersmith Palais» — первая самостоятельная композиция группы в стиле реггей. The Clash отправились в небольшое турне «On Parole» в поддержку сингла. Концерты сопровождались невиданным раннее насилием. Неожиданно под конец турне к The Clash присоединился Стив Джонс, гитарист распавшихся Sex Pistols, который стал выходить вместе в группой в номерах на бис. Коллективу было интересно с ним работать, они даже стали репетировать песню Pistols «Pretty Vacant», однако в то же время Мик Джонс чувствовал себя неудобно, подозревая, что его собираются Стивом Джонсом заменить — тем более, что к тому времени между ним и другими участниками группы постоянно возникали трения.
Вернувшись в октябре в Лондон из Америки, где была завершено сведение альбома, The Clash стали планировать гастроли по США. 10 ноября 1978 года, наконец, вышел второй альбом The Clash — «Give 'Em Enough Rope». Он достиг 2-го места в Великобритании, хотя критики нашли альбом слишком отшлифованным и перегруженным аранжировками. Последовало двухмесячное турне «Sort It Out» по Британии, на котором группа представила свою кавер-версию «I Fought The Law» (песня выйдет в составе мини-альбома «Cost of Living» в мае 1979 года).
The Vibrators — британская панк-группа, образовавшаяся в 1976 году в Лондоне, Англия, и получившая широкую известность на первой волне панк-рока.
В первый состав The Vibrators вошли поющий гитарист Нокс (Иэн «Нокс» Кэрнокан), басист Пэт Кольер, гитарист Джон Эллис и ударник Эдди (Джон Эдвардс). Свою первую известность группа получила благодаря Крису Спеддингу, который сначала пригласил её выступить в «Клубе 100».
Высшую точку в творческой траектории группы ознаменовал второй альбом V2 (апрель 1978).
Сrass — британская рок-группа, образовавшаяся в 1977 году в графстве Эссекс, Англия, и считающаяся (согласно Allmusic) «самой радикальной и бескомпромиссной» из групп первой волны британского панк-рока. В отличие от Sex Pistols, которые лишь призывали к анархии, Crass были «действующими» анархистами, проживали в коммуне «Dial House» неподалёку от Эппинга в Эссексе, а исполняли атональный панк-/прото-хардкор, обличая политику правительства, милитаризм, социальное устройство общества и конформистов в панк-роке. Участники группы с самого начала объявили о том, что распадутся в 1984 году, и сдержали своё обещание.
Stations Of The Crass (1979)
Sham 69 — британская группа первой волны панк-рокa, образовавшаяся в в 1975 году в Хершеме, Суррей, Англия, и как считается, стоявшая у истоков oi!-движения. Пик популярности Sham 69 пришелся на 1978—1979 годы, когда 6 синглов группы вошли в британский Top 20, а «Hersham Boys» поднялся до 6-го места.
При том, что все панк-группы провозглашали верность пролетарским идеалам, немногие из них (как отмечает Allmusic) имели столь непосредственное отношение к рабочему классу, как Sham 69. Группа образовалась в рабочем районе Хершема в 1975 году, а название заимствовала у старого граффити, посвященного успешному выступлению местной команды в сезоне 1969-70 годов. После многочисленных перестановок в составе вокруг вокалиста Джимми Перси (англ. Jimmy Pursey) сплотились: гитарист Дэйв Парсонз (англ. Dave Parsons), басист Элби Слайдер (англ. Albie Slider) и ударник Марк Кейн (англ. Mark Cain). Вскоре квартет стал завсегдатаем лондонского клуба «Roxy». В сентябе 1977 года лейбл Step Forward Records выпустил дебютный сингл группы «I Don’t Wanna», успех которого обеспечил ей контракт с Polydor Records.
Дебютный альбом Tell Us the Truth (наполовину концертный и записанный без продюсера) был выпущен в начале 1978 года (В США он вышел на Sire Records и оставался единственным заокеанским релизом группы вплоть до конца 80-х.) К моменту выхода альбома Слайдер покинул группу и на его место пришел Дэйв Трегенна (англ. Dave ‘Kermit’ Tregenna). С ним Sham 69 записали второй альбом That’s Life (1978): своего рода панк-пьесу с многочисленными диалогами, семейными и уличными, претендовавшими на то, чтобы стать фотографическим срезом реальной жизни. Лучшие вещи здесь — «Hurry Up Harry» и «Angels With Dirty Faces» — стали хитами. Летом 1978 года Sham 69 успешно выступили на фестивале в Рединге.
Рост популярности Sham 69 омрачало поведение аудитории: в ней преобладали скинхеды — как левые, так и правые. Жестокие потасовки между ними стали привычным делом на концертах группы, которые (к немалому раздражению считавшего себя социалистом Перси) стали своего рода политическими сходками для участников NF («Национального фронта»). При том, что третий альбом The Adventures of the Hersham Boys и синглы из него «If The Kids Are United» и «You’re A Better Man Than I» имели значительный коммерческий успех, гастролировать группе становилось все труднее. Перси временно отошел от дел, занявшись продюсированием других панк-групп, а Кейн покинул состав, уступив место Рики Голдстайну (англ. Ricky Goldstein).
После того, как четвертый альбом The Game как критиками, так и фэнами, был принят прохладно, Перси принял решение распустить Sham 69 и занялся сольной карьерой (в частности, со Стивом Джонсом записался как The Sham Pistols). Парсонз и Трегенна вместе с вокалистом Стивом Бэйторсом (экс-Dead Boys) образовали (недолго просуществовавший) ансамбль The Wanderers. Позже Трегенна присоединился к Lords of the New Church.
«Skrewdriver» — британская рок группа, основанная в 1976 году музыкантом Яном Стюартом Дональдсоном. Позднее стала поддерживать идеологию НС-скинхедов «White Power» («Власть белых»). Screwdriver означает «отвёртка».
Ян Стюарт Дональдсон организовал группу под впечатлением концерта Sex Pistols в Манчестере. До этого его малоизвестная группа Tumbling Dice исполняла кавер-версии Rolling Stones. Дебютный сингл группы You’re So Dumb (студия Chiswick Records) вышел в 1977 году. Из-за участия музыкантов в нескольких драках группе было запрещено выступать в Лондоне. Skrewdriver выступает преимущественно в Манчестере. В конце 1979 года группа распалась.
1977 — All Skrewed Up
1977 — Live Marquee '77
@темы: Vita Nostra, музыка, к Цвету Надежды