На западе Балканского полуострова, вдоль побережья Адриатического и Ионического морей расположена небольшая горная страна Албания.
Легенда о происхождении названия страны (Албания Shqipëria) от орла (shqiponjë

. Поэтому Албанию называют Страной горных орлов. Гигантский орел нес себе в гнездо змею. Это видел охотник и когда птица улетел, то убил гада, птенца же унес с собой. По пути к дому его настиг орел и предложил обменять детеныша на магические способности - видеть в темноте, неуязвимость в битве и проч. Сделка состоялась, а охотник стал первым правителем албанцев.
читать дальшеФрагмент народной баллады «Клятва Костандина» (sq:Besa e Kostandinit):
— Костандин, сын мой, как же твоя клятва, что привезёшь мне Дорунтину, сестру твою? Клятва твоя умерла вместе с тобою и сейчас гниёт в тёмной могиле!
Так причитала мать, окропляя надгробный камень слезами.
В полночь Костандин встал из могилы. Надгробный камень превратился в скакуна, тёмного как ночь. Могильная земля превратилась в бурку, которая также была тёмной, как ночь. Кольцо, удерживавшее могильный камень, превратилось в серебряную уздечку. Смельчак вскочил в седло, подался вперёд, вжав голову в плечи, пришпорил коня…
Легенда замка Розафати (Kalaja e Rozafës) близ Шкодера. В древние времена три брата начали строить замок, и по совету некого колдуна, им предстояло замуровать кого-нибудь в его стенах для наивысшей крепости стен. Братья сговорились, что та жена, которая принесет на место строительства корзинку с едой на следующий день и станет жертвой. Два старших брата рассказали про страшный уговор своим женам и в итоге в стены замуровали жену младшего - Розафу (Rozafa). До этого у неё родился ребенок, поэтому женщину заложили камнями так, чтобы одна грудь оставалась на поверхности для кормления малыша.
В старые времена в некоторых местностях Албании существовал обычай эвтаназии. В албанской сказке «Как сын отца пощадил» говориться: «В старые времена в оном городе бытовал такой обычай: топить стариков. Состарится хозяин дома, сын берёт его за руку, ведёт и сбрасывает с берега в воду».
Один из краеугольных элементов албанского культурного кода - besa (буквально «вера») - верность данному слову. За нарушение бесы провинившегося могли изгнать из общины. Характерны албанские поговорки: Shiptari kur jep fjalen therr djalin («Албанец принесет своего сына в жертву, но сдержит данное слово», букв. "За данное слово албанец может зарезать сына");Shqiptaret vdesin dhe besen nuk e shkelin("Албанца умрут, но данное слово не переступят"); Besa e shqiptarit si purteka e arit («Беса албанца стоит дороже золота», букв. "Беса албанца как золотой прут").
По своей тематике албанские сказки делятся на три группы: волшебные, к которым отчасти примыкают прозаические предания и легенды, сказки о животных и бытовые. По объему абсолютное большинство сказочного фонда албанцев составляют волшебные сказки. Поскольку основное содержание волшебных сказок — борьба добра со злом и победа добра над злом, то, естественно, и герои сказок резко делятся на положительных и отрицательных. С помощью чудесных животных и предметов положительные герои обретают необычайные способности и силу, могут по желанию превращаться в чудовищ, птиц, насекомых. Но нередко они и сами по себе наделены колоссальными возможностями и силой. Так один крестьянин может удержать на ладони целую деревню со всем, что в ней находится: домами, людьми и живностью, другой забрасывает камень так высоко, что он три часа летит обратно на землю, кто-то слышит все, что происходит и говорится на земле и под землей, а кто-то может выпить целую речку воды.
Существа:
Болла, или Кучедра (Kuçedër) - рогатый огнедышащий дракон
Ляура (Laura) имеет вид злонамеренной женщины, обитающей на берегу рек или прудов. Часто плачет, издает трубные, воющие звуки. Слово очевидно происходит от имения древнеримского духа лярва (лат. larva — привидение, маска, личина).
Хиет (Hijet) - буквально «Тени» - призраки, души мертвых.
Повсюду я его искал,
Говорил, где бог?
Но потом я понял,
Ведь он во мне самом,
А я этого не знал!
Ничто не умирает, ибо Вселенная
Всегда остается живой.
Я был солнцем, был луной.
Был звездой, птицей, бараном,
И также человеком я был много раз.
@темы:
архаика и символизм