Жизнь коротка: Нарушай правила – Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.
14.12.2008 в 18:59
Пишет Тиннаро:О соотношении понятий "вера", "религия" и "конфессия"
читать дальше
Итак, давайте разберемся как соотносятся понятия "вера", "религия" и "конфессия". Для начала дадим определения.
Вера — уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие о чём-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных (В. Даль).
Религия (от лат. religio — буквально - восстановление связи, более известны значения «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).
Конфессия (лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Конечно же существуют и другие определения и подходы. Рассмотрим некоторые из них.
Вера
1.«Философский словарь»: Вера — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
2. «Философский словарь»: Вера - это такое отношение к умозрению, при котором его действия признаются как истинные и достоверные без доказательств.
3. Новый Завет (Евр 11.1): "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом".
4. Понятие веры в Каббале: "Способность прилагать усилия вне желаний, вне разума и сердца, в чистой отдаче, называется верой".
5. Атеисты дают свою интерпретацию понятия «вера религиозная»: "Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам".
Религия
В социологии существует два основных подхода к определению религии. В рамках первого вслед за Э. Дюркгеймом религия определяется с точки зрения ее социальных функций: религия - это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющих людей в социальные группы. Следуя этому определению, некоторые социологи представляют идею религии более широко, связывая с ней проявления национализма. Эта недавняя концепция подвергается критике за ее чрезмерную широту, поскольку практически любая публичная деятельность (например, футбол), может оказывать интегрирующее воздействие на социальные группы. Второй подход основывается на идеях М.Вебера и теолога П.Тиллиха. В этом случае религия определяется как совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия (рождение, болезнь или смерть), наделяющая этот мир смыслом. Таким образом, религию можно считать человеческой реакцией на то, что в конечном счете касается нас всех. Это определение по сути подразумевает, что все люди религиозны, поскольку каждый сталкивается с экзистенциальными проблемами болезни, старения и смерти. (Источник: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999)
Конфессия
1. КОНФЕССИЯ - форма вероисповедания в рамках определенной религии.
2. КОНФЕССИЯ (латинское confessio), вероисповедание. С возникновением различных течений протестантизма конфессиями стали называть религиозные общины (церкви), связанные общностью вероучения, равно как соответствующие "символические книги", фиксирующие это вероучение (например, Аугсбургское исповедание, или конфессия, 1530, и другие.).
Таким образом понятие конфессии наиболее четкое и определенное, а понятие веры наиболее расплывчатое, ибо ее определяют и как "состояние", и как "отношение" и как "уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие"...
Вернемся теперь к вопросу о соотношении этих понятий.
Для прояснения данной темы вспомним определение понятия "религия". Религия (от лат. religio — буквально - восстановление связи, более известны значения «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Приведенное здесь определение религии дано Г. В. Плехановым. На самом деле, наличие веры в сверхестественное не является определяющим во многих религиях. Подробно об этом писал, в частности Евгений Алексеевич Торчинов в работе "Религии мира. Опыт запредельного.Трансперсональные состояния и психотехника". Определяющим является наличие веры как таковой. Ибо если нет веры (верований), то нет и самого понятия религии, так как она "обусловленна верой", является "системой верований". Основа любой религии — общение и взаимодействие, "восстановление связи," с некой потусторонней силой или личностью и зависимость от этого человеческих действий и жизни человека.
Конфессия же, как уже было сказано, форма вероисповедания в рамках определенной религии.
URL записичитать дальше
Итак, давайте разберемся как соотносятся понятия "вера", "религия" и "конфессия". Для начала дадим определения.
Вера — уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие о чём-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных (В. Даль).
Религия (от лат. religio — буквально - восстановление связи, более известны значения «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность).
Конфессия (лат. confessio — исповедание) — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.
Конечно же существуют и другие определения и подходы. Рассмотрим некоторые из них.
Вера
1.«Философский словарь»: Вера — состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
2. «Философский словарь»: Вера - это такое отношение к умозрению, при котором его действия признаются как истинные и достоверные без доказательств.
3. Новый Завет (Евр 11.1): "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом".
4. Понятие веры в Каббале: "Способность прилагать усилия вне желаний, вне разума и сердца, в чистой отдаче, называется верой".
5. Атеисты дают свою интерпретацию понятия «вера религиозная»: "Особым случаем проявления феномена веры является религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества, прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействия с природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, в восполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром, соответствующим их ценностным установкам".
Религия
В социологии существует два основных подхода к определению религии. В рамках первого вслед за Э. Дюркгеймом религия определяется с точки зрения ее социальных функций: религия - это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющих людей в социальные группы. Следуя этому определению, некоторые социологи представляют идею религии более широко, связывая с ней проявления национализма. Эта недавняя концепция подвергается критике за ее чрезмерную широту, поскольку практически любая публичная деятельность (например, футбол), может оказывать интегрирующее воздействие на социальные группы. Второй подход основывается на идеях М.Вебера и теолога П.Тиллиха. В этом случае религия определяется как совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия (рождение, болезнь или смерть), наделяющая этот мир смыслом. Таким образом, религию можно считать человеческой реакцией на то, что в конечном счете касается нас всех. Это определение по сути подразумевает, что все люди религиозны, поскольку каждый сталкивается с экзистенциальными проблемами болезни, старения и смерти. (Источник: Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А.Ерофеева - М.: Экономика, 1999)
Конфессия
1. КОНФЕССИЯ - форма вероисповедания в рамках определенной религии.
2. КОНФЕССИЯ (латинское confessio), вероисповедание. С возникновением различных течений протестантизма конфессиями стали называть религиозные общины (церкви), связанные общностью вероучения, равно как соответствующие "символические книги", фиксирующие это вероучение (например, Аугсбургское исповедание, или конфессия, 1530, и другие.).
Таким образом понятие конфессии наиболее четкое и определенное, а понятие веры наиболее расплывчатое, ибо ее определяют и как "состояние", и как "отношение" и как "уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие"...
Вернемся теперь к вопросу о соотношении этих понятий.
Для прояснения данной темы вспомним определение понятия "религия". Религия (от лат. religio — буквально - восстановление связи, более известны значения «святыня», набожность, благочестие) — одна из форм общественного сознания, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу или личность). Приведенное здесь определение религии дано Г. В. Плехановым. На самом деле, наличие веры в сверхестественное не является определяющим во многих религиях. Подробно об этом писал, в частности Евгений Алексеевич Торчинов в работе "Религии мира. Опыт запредельного.Трансперсональные состояния и психотехника". Определяющим является наличие веры как таковой. Ибо если нет веры (верований), то нет и самого понятия религии, так как она "обусловленна верой", является "системой верований". Основа любой религии — общение и взаимодействие, "восстановление связи," с некой потусторонней силой или личностью и зависимость от этого человеческих действий и жизни человека.
Конфессия же, как уже было сказано, форма вероисповедания в рамках определенной религии.
@темы: философские тетради