Ну вот я и добралась до всяких сайтов и книг для молодых мамочек... сижу, читаю, сохраняю, что нравится на первый взгляд себе на заметку...
до 3 месяцев
пеленальный столик
бюстгальтер для кормящих и прокладки к нему
слинг
черно-белые картинки
погремушки, колокольчик
мобили
мягкое одеяло-плед на пол и распорочки над
подушка для кормления
коляска
фитбол
будьте со своим малышом, получайте удовольствие от общения с ним, улыбайтесь, разговаривайте, чаще держите на руках. Помните, что даже без развивающих пособий ваш малыш уже получает всё самое необходимое от эмоциональной близости с вами.
Обучитесь искусству детского массажа – это поможет вам успокоить малыша при необходимости и даст благоприятные возможности для установления контакта на физическом уровне. Также это удовлетворит потребность ребёнка в контакте лицом к лицу, который необходим для развития речи.
Свести к минимуму пребывание малыша в колясках, шезлонгах и других приспособлениях, ограничивающих активность ребёнка.
Разные на ощупь материалы. C самого рождения вы можете гладить малыша разными на ощупь, но приятными материалами. Обычно детки замирают и с большим удовольствием принимают такую игру.
Для новорождённых детей выбирайте чёрно-белые картинки, так как в таком возрасте малыш может различать только эти цвета.
С 1-2 месяцев используйте разнообразные мобили основных или пастельных цветов. Это могут быть различные фигуры из бумаги, шарики, геометрические тела.
Классический мобиль Мунари, как и другие черно-белые мобили, используются примерно с 2-недельного возраста. Мобиль из октаэдров с тремя разноцветными фигурами можно использовать с 6 недель. Мобиль Гобби имеет 5 окрашенных шаров и презентуется малышу с 8-недельного возраста. Мобиль «Танцующие человечки» используют примерно с 10-недельного возраста. Ближе к 3 месяцам мы стали использовать колокольчик на ленте и разноцветный мобиль (тактильный мобиль, который ребёнок не рассматривает, а хватает и бьёт игрушки). Основная задача в работе с мобилями – внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы вовремя предложить ему следующую ступень, отвечающую потребностям его развития.
Первым мобилем были чёрно-белые картинки из Интернета, подвешенные на верёвочках над ковриком для активности.
Потом картинки стали разными, цветными из бумаги. Был китайский фонарик и снежинки, так как была зима. Соблюдали правила, что рисунков не должно быть много и они не должны быть пёстрыми. Никаких покупных мобилей, крутящихся и с музыкой, мы не использовали.
Дочка все мобили рассматривала очень внимательно и могла увлечься на достаточно долгое время.
Коврик для активности: ДА
Практически с самого рождения мы выкладывали дочку на матрас, где она могла свободно двигаться, разглядывать мобили сначала, а потом играть с игрушками, учиться переворачиваться и вставать на четвереньки. Куда бы мы не ехали, мы сразу организовывали на полу такое же место. Там, в основном, дочка и проводила время вместо шезлонга, как, например, мой старший сын. Мне казалось, что это очень способствовало её физическому развитию в первый год жизни.
Когда вы усаживаете ребёнка в игровую зону, предлагайте ему только одно занятие. Предложите ему рассматривать одну картинку (на стене или в книге). Или повесьте один мобиль, чтобы он за ним наблюдал. Или дайте одну игрушку. Или включите музыку. Всё это примеры того, как занять ребёнка только одним действием за раз. Дети ещё не умеют схватывать на лету, им нужно время для осознания.
Колечко и колокольчик на резинке для захвата: ДА и ДА
Этот материал я считаю обязательным для детей от 2-х месяцев. На резинках подвешиваются деревянное колечко и небольшой колокольчик. Ребёнок ударяет ручкой по колокольчику, и он звенит. Ребёнку так нравится это, что он пытается повторить движение снова и снова.
Колечко очень легко захватить ручкой и подтянуть к себе даже случайным движением. Дочка развлекалась этими материалами больше месяца и очень обижалась, если мы их заменяли другими.
Кстати, деревянного колечка у нас тоже сначала не было. Поэтому я подвешивала колечко-прорезыватель для зубов. Так что всегда можно найти доступную альтернативу.
музыкальные игрушки
Эти игрушки можно использовать с рождения. Это могут быть погремушки, колокольчики и другие простые с приятным звучанием музыкальные инструменты, которые сначала могут показывать ребёнку взрослые, а потом малыш научится использовать их самостоятельно.
Начинать играть с ребёнком можно тогда, когда его бодрствование становится дольше, чем сеанс кормления, и у вас появляется пара минут, пока он смотрит вам в глаза перед тем как снова уснуть.
Лучшей помощью для сенсорного развития малыша послужит сама окружающая среда. Позволяйте ребёнку изучать ее всеми органами чувств, особенно на прогулке. Вынимайте его из коляски, давайте возможность посидеть на травке, потрогать песочек или водичку, понюхать цветочки.
читать дальше3-6
Воздушные шарики разных цветов и форм
Колокольчики
Мячи разных размеров и мячики с колокольчиком внутри
Погремушки (чем легче, тем лучше)
Погремушки, одевающиеся на ручку или на ножку
Погремушки висячие ("бусы", подвески)
Резиновые игрушки-пищалки
3 месяц - Чтобы помочь ребёнку выработать правильный режим сна и бодрствования, постарайтесь, чтобы его дневной сон проходил на свету, а ночной – в тёмной комнате.
С 3 месяцев мобили будут стимулировать развитие движения. Подвешивайте так, чтобы малыш имел возможность дотянуться и захватить их и притянуть к себе. Используйте деревянные фигурки пастельных или основных цветов, деревянное колечко или небольшой колокольчик, который будет звенеть при каждом касании малыша.
Деревянные мобили для захвата: ДА
В 2-3 месяца дети начинают пытаться захватить игрушки. Поэтому мобили должны быть подвешены на резинке и сделаны из дерева. Обычно это 3 фигурки разных цветов.
У нас деревянных фигурок не было, поэтому мы с сыном сделали их из солёного теста. Так как дочка только училась захватывать предметы, в рот они ещё не попадали. Но я решила, что, если даже попадут, ничего страшного не произойдёт. Мы сделали разноцветные сердечки к 14 февраля, а потом – весенних бабочек. Дочке очень нравились эти мобили, она училась тянуться к ним и трогать ручкой.
Игрушки для захвата: ДА
В 3 месяца основными игрушками для ребёнка становятся игрушки для развития захвата. Ребёнок учится брать игрушки, манипулировать ими, перекладывать из руки в руку, и тащить в рот, конечно же. Поэтому такие игрушки должны быть очень удобными для манипулирования и экологичными.
До того, как мои друзья смогли сделать из дерева и подарить нам настоящие Монтессори-материалы (спасибо им большое!!!), я собирала похожие на Монтессори-материалы игрушки. Очень полезными оказались деревянные погремушки, различные колечки, резиновые мячики, которые продаются, на самом деле, для собачек. С такими игрушками дочка занималась очень много, гораздо больше, чем с яркими пластмассовыми шумящими и звенящими магазинными игрушками. Это было удивительно, как будто она сама понимала или чувствовала всю эстетику простых деревянных игрушек.
6-9
Как только вы начали вводить первый прикорм, готовьте рядом с ребёнком. Покажите ребёнку фрукт или овощ, который он будет кушать до того, как перемолоть его в пюре. Дайте его потрогать, понюхать, облизать (если это возможно).
Еда кусочками вскоре после первого прикорма и своя ложка: ДА
Монтессори-педагоги рекомендуют давать мягкие продукты очень маленькими кусочками вскоре после прикорма, чтобы ребёнок мог привыкать есть самостоятельно и для разнообразия вкусов. Ещё один плюс такой практики, на который я обратила внимание, – дочка очень рано научилась жевать и очень редко давилась.
Другая рекомендация – давать ребёнку свою ложку, пока вы кормите его другой. Действительно, этот совет нам очень помог, и с года мне уже практически не нужно было помогать дочке кушать.
Первая посуда ребёнка – тарелки, миски, чашки и столовое серебро – должны быть из натуральных материалов и желательно бьющиеся. Стекло и керамика дают ребёнку возможность научиться трепетному и заботливому отношению к этим предметам. Изделия из пластика можно швырять без каких-либо видимых последствий, что сводит на нет возможность чему-то научиться, и даёт повод к наработке поведения, которое в будущем придётся устранять.
В нашем доме используются вазочки и креманки из взрослой посуды. Мы купили столовые приборы для коктейля из нержавеющей стали – в точности как взрослые. В качестве стаканов мы выбрали рюмки, которые напоминают стаканы для взрослых. Ещё у нас есть маленький кувшин, которым я доливаю дочке воду, и она на протяжении месяцев видела, как это происходит, до того, как научилась делать это сама.
Без сомнения, вам понадобятся слюнявчики (фартучки) и столовые тряпки, чтобы сохранить всё в чистоте, а также платки, если сочтёте нужным. Ещё у нас есть чашка с соломинкой для путешествий, чтобы пить напитки не в машине, а в парке, деловых поездках и так далее.
- Выбор еды. Когда ребёнок уже научился говорить «да», «нет» или указывать на предметы, иногда предлагайте ему выбор того, что он будет есть. Вы можете показать две баночки с разным пюре, предложить выбрать йогурт или кашу на завтрак. Не волнуйтесь, если вначале выбор ребёнка будет не осознанным, главное, чтобы ребёнок постепенно понимал, что имеет право выбора.
Коробочка «с сокровищами»: ДА и ДА
Как часто родители покупают прекрасные дорогие игрушки, а ребёнок играет с коробками от них! Этот материал как раз рассчитан на то, чтобы такого не случалось. В небольшую коробочку или корзинку мы складывали обычные предметы из окружающей среды. И дочка с удовольствием часами их обследовала. И не нужны были никакие игрушки! Я делала несколько таких корзиночек и ставила в разных частях дома. А ещё была коробочка, которую мы брали с собой на прогулки и поездки. Туда мы складывали вещи попроще, потому что они постоянно терялись.
Вещи должны быть сделаны из разных материалов, разных цветов, чистыми, экологичными, без острых частей и мелких деталей, потому что все они, естественно, исследуются и ртом тоже. Одноразовые зубные щётки пользовались у нас невероятным успехом!
С 6-7 месяцев ребёнок обычно уже хорошо осваивает захват, но всё ещё стремится к изучению окружающих его предметов. Для этого можно использовать коробку или корзинку с 5-6 знакомыми ребёнку предметами из окружающей среды. Предметы должны быть из разных материалов, приятными на цвет и ощупь. Ребёнок будет изучать эти предметы, перебирать их, исследуя свойства. Предметы необходимо менять время от времени. Вы можете сделать несколько подобных корзиночек, поставив их в разных комнатах.
Практически у всех детей вызывает интерес «материаловедение для самых маленьких»: одинаково ли звучат деревянная миска и металлическая кастрюля, если по ним ударить ложкой; почему не шумит подушка; как журчит вода, когда включена тонкая струйка, а как – когда плещет сильный напор… Будоражат любопытство странные звуки: трещотка, свистулька, скрип губки при вытирании, хруст снега, треск растаптываемого ледка. Не у всех положительную, но почти у всех сильную эмоциональную реакцию вызывает, например, вибрация в руках заводной игрушки, чувство на грани звука и тактильного ощущения.
материалы должны быть очень простыми: если вы изучаете цвета, то все предметы должны быть одинаковой формы и различаться только по цветам (как, например, цветные таблички). Если вы слушаете музыку, то лучше не просто ничего больше не изучать в это время, но и научить ребёнка закрывать глаза для лучшей концентрации.
погремушка, в которой видно, какая деталь производит шум. Ребёнок сможет видеть причину и следствие, тогда как с игрушками на батарейках ребёнок не в состоянии установить эту связь, потому что эффект вызывается не его физическими действиями, а последствия не очевидны.
В домашних условиях с 8 месяцев вы можете использовать дополнительные материалы для развития и координации движений: различно открывающиеся коробочки и шкафчики, мячики, пирамидка, колечки на штырьках.
9-12
Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка и т.д.)
Игрушки для ванной
Книжки-картинки с плотными страницами, лучше моющимися (бывают резиновые, бывают деревянные)
Машинка среднего размера с веревочкой
Мягкая игрушка (может быть музыкальной)
Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная)
Игрушки для установления причинно-следственных связей и развития моторики: ДА
С 8-9 месяцев детей начинают привлекать игрушки, в которых нужно открыть крышку, кинуть мячик в отверстие, найти игрушку под платочком. Всё это игрушки для установления причинно-следственных связей. Малышу очень важно понять, что шарик выкатится вновь и вновь, когда он кидает его в отверстие. Дочка повторяла такие упражнения десятки раз. Ей очень нравилась изобретённая нами игра, в которой дочка прятала куклу под платочек, а потом «находила» её, таким образом изучая сохранность окружающего мира.
Низкие полочки
Конечно, низкие полочки – основа Монтессори-среды. Но по-настоящему они становятся нужны к году, когда ребёнок может легко подняться и взять предмет с верхних полочек. До года попытки взять предмет с верхней полочки у нас часто заканчивались тем, что материал падал. Поэтому мы ставили материалы только на нижнюю полку или прямо на пол. Из чего я сделала вывод, что в таком раннем возрасте полочки не так уж и нужны. Но в любом случае важно, чтобы материалы были расставлены удобно и красиво, мы, например, часто использовали корзинки.
хаотические каракули (период штрихов, оставления следов). Он может начаться ещё до года (в 9–10 мес.), когда малыш впервые берёт в руки карандаш и понимает, что может оставлять след на бумаге. Это мало похоже на рисование в нашем взрослом понимании – ребёнок может тыкать в бумагу, не глядя на неё, не соблюдать границы листа. Но это совершенно нормально, так как в этом возрасте ещё не полностью сформировалась зрительно-моторная координация.
Совсем маленькому ребёнку, который ещё активно тянет всё в рот, можно предложить порисовать ярким натуральным соком (морковным, свекольным, вишнёвым и т. п.). Некоторые пальчиковые краски имеют неприятный вкус (чтобы дети не брали их в рот), поэтому у ребёнка могут появиться негативные ассоциации, связанные с процессом рисования.
Самое важное в этот период – предлагать один лист бумаги и один карандаш (фломастер, краску). Такой подход поможет ребёнку сосредоточиться на оставлении следов, а не на изучении инструментов рисования. Бумагу лучше выбрать большую – размашистые хаотичные движения стандартный лист порой не вмещает. Карандаш должен быть мягким, а фломастер ярким, чтобы ребёнку не пришлось прикладывать дополнительных усилий для рисования.
Чтобы у ребёнка закрепились положительные эмоции, нужно разговаривать с ним и доброжелательно реагировать на первые опыты рисования.
Иногда дети могут переносить свой опыт оставления следов и на другую деятельность. Например, начать так же «рисовать», размазывая еду за столом. На это не следует слишком негативно и эмоционально реагировать, но и не нужно превращать обед в развивающее занятие. Нужно просто помочь ребёнку доесть еду и пойти заниматься другими делами.
Период хаотичных каракуль очень короткий и быстро заканчивается. Главное достижение ребёнка в это время – опыт, который подсказывает, что оставлять следы – это очень хорошо.
Родители уделяют уборке слишком много внимания.
Как известно, одно из важных правил в Монтессори-среде: класть все материалы на место после работы с ними. Поэтому родители часто настаивают на уборке: «Если ты не уберёшь свою работу, ты не можешь заняться другим делом».
Однако не все так однозначно. Для маленьких детей (особенно младше 3-х лет) уборка – непростое задание. Ведь ребёнок должен вовремя вспомнить, что работу надо убрать. А если малыш уже занялся другим делом, то переключиться на уборку предыдущего материала иногда просто не в его силах.
Поэтому родители могут помочь малышу, сказав: «Давай уберём твою работу на место. Тебе нужна помощь?» Если ребёнок не соглашается, нет ничего страшного, если вы сами уберёте материал на место. Так вы наглядно покажете, как нужно действовать, и не сформируете негативного опыта. «Я могу помочь тебе собрать кубики, а ты соберёшь мягкие игрушки». Или «Если у тебя сегодня плохое настроение, то я помогу тебе».
Детям младше 3 лет пока не понятна сама концепция подарка: некто конкретный отдаёт какую-то вещь малышу, и это особенная передача, отличающаяся от того, как мама даёт банан для перекуса.
Младшим детям лучше вручать подарки лично и медленно, внятно и коротко обозначать причину, по которой вы так себя ведёте (день рождения, Новый год). Скорее всего, необходимость отдать подарок лично уже сама по себе уменьшит количество одномоментно получаемых подарков. Процесс станет постепенным: вы избежите ситуации, когда малыш может быть ошарашен слишком большим количеством ярких упаковок. Удачно, если получится привлечь малыша к вручению подарков другим людям (но тут важно давать дарить предметы, которые не станет жалко отдавать другому; любопытную штуку малыш захочет исследовать сам, а не отдавать кому-то).
1-2 года
Автомобильная трасса, гараж
Барабан
Матрешка
Машина (большая грузовая)
Машина (легковая с водителем)
Машинка, на которую садишся и ездишь, отталкиваясь ногами
Мягкие игрушки-зверюшки
Заводные водяные игрушки
до года-полутора ребёнок ещё не интересуется тем, кто его папа и где он находится на данный момент. Однако примерно к двум годам для мамы может стать неожиданностью вопрос: «А где мой папа?». Что же сказать ребёнку? Постарайтесь в первую очередь уважать чувства вашего сына или дочери. Ребёнок точно не виноват в сложившийся ситуации. Расскажите ему о том, что ситуация так сложилась, что папа не смог остаться жить с вами. Расскажите ребёнку, что вы с его отцом любили друг друга и появился малыш. Скажите, что вы этому очень рады.
А как же ответить на вопрос о том, почему папа не приезжает? Это самый сложный вопрос. Но и здесь будьте честны. Вы – не папа ребёнка. Вы не можете знать, почему отец не пишет и не звонит. Вы можете объяснить ребёнку, что, может быть, папа не имеет возможности приехать: у него много дел или живёт слишком далеко… Не старайтесь ответить на вопросы, которые предназначены не вам. Не бойтесь иногда говорить: «Не знаю». Ведь вы на самом деле не можете ответить на вопрос о том, почему папа не приезжает, даже если предполагаете ответ. Точный ответ знает только отец ребёнка.
На эти вопросы ответить очень сложно. Но важно понимать, что подросший ребёнок, став взрослым, поймёт вас.
Вводные упражнения
С этих упражнений обычно начинают знакомство с Монтессори-средой, они помогают ребёнку соблюдать общий порядок в классе или Монтессори-среде. Хотя они и кажутся такими простыми и элементарными, что не требуют специальной презентации, это не так. Необходимо обязательно отвести для них время и обратить особое внимание ребёнка.
Как ходить в группе или дома, не задевая предметов.
Ношение предметов (стула, коврика, предметов на подносе, стаканов, наполненных водой).
Открывание и закрывание (коробочек, тюбиков, двери).
Раскатывание и скатывание коврика. Для ковриков должно быть отведено особое место, которое ребёнок должен знать. Дома ребёнку будет достаточно одного небольшого коврика.
Введите правило: «Если коврик на пути – коврик надо обойти».
Пересыпания (пересыпания ложкой, из кувшина в кувшин, пересыпание из одной пиалы в две или несколько, пересыпание через сито, пересыпание разными ложками, в том числе мерными, пересыпание через воронку).
Переливания.
Чтобы выйти на прогулку, малыш должен одеться. В Монтессори-педагогике даже самых маленьких детей поощряют к самостоятельному одеванию. Годовалый малыш может сам надеть ботиночки и просунуть ручки в рукава.
циркулярные каракули – начинается примерно после года, когда ребёнок понимает, что может не просто оставлять след на бумаге, но и управлять движением карандаша. Он начинает придумывать разные отображения этого движения – прямые линии, круги, крючки и т. п. Зрительно-моторная координация уже более развита, ребёнок согласованно управляет движением своих рук. Ему очень нравится эта возможность – рисовать самому, быть хозяином движения.
Именно на этом этапе у взрослых и появляется желание показать, что именно и как нужно рисовать. И именно в это время психологи предупреждают о возможности заблокировать развитие рисования. Показывая готовые шаблоны, мы не даём развиваться образному мышлению, что в будущем приведёт к шаблонному же рисованию. Вместо этого мы часто даём неправильную обратную связь – «я знаю, как правильно, ты не умеешь», тогда как самое главное – никогда не давать оценку и не относится снисходительно.
В этот период уже можно дать ребёнку 2–3 цвета для рисования. Не давайте ассоциаций, глядя на рисунок: «Это на машинку похоже, это – на цветочек». Можно попросить нарисовать ещё, когда малыш показывает вам свою работу. Здесь важно, чтобы похвала и одобрение не стали целью рисования, важно чтобы всё внимание осталось на самом процессе.
Если же ребёнок сам просит вас нарисовать что-нибудь, то педагог и художник Михаил Лейкин предлагает добавить в такое рисование элемент игры и исследования. Не нужно давать готовых ключей и шаблонов – надо постараться, чтобы ребёнок сам нашёл какие-то новые ощущения, ассоциации, был бы эмоционально вовлечён в то, что ему самому хочется нарисовать.
Когда ребёнок только начинает знакомиться с рисованием, он проходит период «оставления следа». В этот момент ребёнку интересно просто то, что он сам может оставить след на бумаге. Для этого этапа хорошо подойдут пальчиковые краски, самодельные крахмальные краски и штампики. Предлагайте ребёнку большие листы: ватман, кусок обоев, можно рисовать в ванной комнате прямо на ванной.
Используйте трафареты. Это ещё один способ нарисовать картинку, не выходя за линии.
Используйте разные материалы, на которых можно рисовать: камни, ракушки, засушенные листья, солёное тесто, лёд и так далее.
с чего стоит начать – включение и выключение воды. Это первый серьёзный шаг к независимости ребёнка в ванной.
Итак, малыш стоит на устойчивой подставке, которая помогает ему самому дотянуться до раковины и крана, рядом висит его полотенце, о которое он будет вытирать руки. Покажите, как открывать холодную воду, и объясните: «Здесь холодная вода». Покажите, как открывать горячую, и объясните: «Здесь горячая вода! Можно обжечься, осторожнее!». Затем медленно откройте и снова закройте холодную воду. Предложите это сделать ребёнку. Он может открыть воду слишком быстро. Объясните, что так можно забрызгать всё вокруг, и ещё раз покажите, как нужно.
Повторите, сколько необходимо, показывая, где холодная вода, а где горячая, и как включать и выключать её. Объясните, как можно сделать тёплую воду, включая сначала холодную воду, а потом добавляя горячую.
Возможность перекусить доступными продуктами. Предоставьте ребёнку самостоятельно налить воду для питья или достать некоторые продукты, чтобы перекусить, когда ему захочется (идеально подходят фрукты и овощи).
Помощь на кухне. Очень рано (после года) разрешайте малышу помогать вам на кухне, включайте его в процесс приготовления пищи. Начинайте с простых заданий, которые точно будут под силу малышу (перемешать, помыть, почистить).
Корзинка с туалетными принадлежностями. Как только ребёнок научится ходить, приготовьте для него корзинку с собственными туалетными принадлежностями: расчёску, зубную щётку, полотенце. Поощряйте ребёнка пользоваться ими самостоятельно и следить за своим внешним видом – смотреться в зеркало.
Кинетический песок.
Подходит для малышей 12–14 месяцев. С этим развивающим материалом ребёнок может работать как самостоятельно, так и вместе с родителями. Берите качественный песок: по цене он дороже, но играть с ним приятнее.
При выборе пазла смотрите на качество и на изображение. Картинка должна быть реалистичной. Малышу от 1,4 подойдут пазлы с держателями или контурные пазлы из нескольких деталей.
Мозаика.
Она развивает мелкую моторику и воображение. С помощью мозаики можно учить цвета и формы. Подходит малышам от полутора лет.
Кофточки или футболки должны быть с такой горловиной, чтобы голова ребёнка не застревала в ней, проходила свободно. Если рукава длинные, то желательно, чтобы они не слишком плотно облегали запястье. Это поможет ребёнку самому закатать рукава при мытье рук.
Штанишки на резинке удобнее и проще для ребёнка. Часто брюки с молнией или ремешком становились тяжёлым испытанием для детишек, которые уже умели ходить самостоятельно в туалет, но не могли обойтись без помощи с застёжками. Ремень с пряжкой лучше оставить для праздничной, выходной одежды. Слишком облегающие штанишки, которые сложно самостоятельно стянуть и натянуть, тоже лучше не использовать. Вообще, любая слишком облегающая вещь сложна в самостоятельном одевании. Так же с носочками и колготками: намного проще, если они будут чуть больше по размеру. Сложности часто возникают ещё, если с изнаночной стороны есть нитки от рисунка. Они цепляются за пальцы и создают лишние препятствия. Поэтому на изнанку колготок и носочков тоже стоит обращать внимание.
Застёжки на одежде должны располагаться в свободном доступе для ребёнка, быть не слишком сложными для его возраста. Застёжка-молния – очень хороший вариант. Часто нужно только помочь с собачкой, а застегнуть или расстегнуть с весёлым звуком «вжик» получается быстро. Если выберете одежду с пуговицами, то чем младше ребёнок, тем крупнее они должны быть. Кнопки тоже удобны, но нередко они могут быть очень тугими. Поэтому при выборе вещи с кнопками стоит проверить, как они застегиваются. Если даже взрослому нужно прилагать усилие, то ребёнок точно не сможет застегнуть их сам, даже если будет уметь. У него просто не хватит сил.
Если вы хотите, чтобы ребёнок сам умел надевать головной убор, то лучше исключить разные завязочки, т. к. в этом случае всё равно придётся помогать на финальном этапе. Хороший вариант – шапка-шлем. Она заменит и шарф, который очень часто ребёнку сложно завязать самому.
Завязочки, бантики и шнурки в период, когда малыш только учится одеваться, часто становятся непреодолимым препятствием. Поэтому лучшее время для них – когда ребёнок учится или уже умеет завязывать бантики, но никак не на начальном этапе.
Обувь так же, как и вся остальная одежда, должна свободно одеваться и сниматься. Вряд ли малыш когда-нибудь сам научится надевать ботиночки или сапожки, в которые его с трудом может впихнуть даже взрослый... Наиболее проста и удобна обувь на липучках или молнии. Если всё-таки хочется выбрать обувь со шнурками, то лучше выбирать вариант, где шнурки – декоративный элемент, а функциональную нагрузку несёт молния. Учиться все-таки лучше, начиная с простых вещей.
Варежки для ребёнка более просты, чем перчатки. Но, опять-таки, они должны быть свободными, не тугими, без сложных застежёк.
2-4 года
Мелки для рисования на улице
Мыльные пузыри
Фигурки животных с детенышами (лото "Найди маму")
Книжки-раскладушки
Книжки с наклейками
Воздушный змей
Азбука, алфавит
графин с водой и небольшой стакан, который ребёнок может наполнить в любой момент, когда ему захочется попить.
Ребёнку также показывают презентацию обращения с материалом: как держать кувшин, как наливать, как держать полный стакан, как вытереть воду, если она разлилась.
Поэтому вы можете наполнить кувшин питьевой водой, поставить на видное место, показать ребёнку как наливать воду и предлагать самостоятельно наполнять стакан в любой момент, когда ему захочется пить.
Одной из отличительных особенностей Монтессори-педагогики, которая известна практически всем, является то, что дети проводят много времени, осваивая так называемые упражнения практической жизни: моют пол, стирают, чистят ботинки.
Обычно дети с двух до четырёх лет наибольшее количество времени проводят именно в этой зоне. Ребёнок, находящийся в это время в сензитивном периоде развития точных движений, удовлетворяет свои потребности, работая c материалами практической жизни.
Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в занятиях дома, в семье, в социальной группе: готовить завтрак, самостоятельно одеваться и раздеваться. Таким образом у ребёнка растёт уверенность в своих силах.
Упражнения по уходу за собой
Расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек.
Мытьё рук.
Стирка.
Чистка обуви.
Когда ребёнок поймёт и хорошо научится пользоваться краном, покажите ему, как мыть руки мылом и тёплой водой. Большой кусок мыла часто бывает очень сложно удерживать в маленьких детских ладошках, он может часто выпадать и выскальзывать при намыливании, т. к. тяжёл и неповоротлив для ребёнка. Поэтому можно поделить брусок мыла на четвертинки. Такой кусочек удобно держать и намыливать руки. Если вы пользуетесь жидким мылом, важно показать, какое количество мыла необходимо брать. Главное, чтобы появился алгоритм: включаем воду, намыливаем руки, моем их с мылом некоторое время, смываем мыло под водой, вытираем руки.
Объясните, зачем стоит мыть руки. Мыло не убивает бактерии, но смывает большинство из них вместе с грязью. А чистые руки помогут избежать инфекций.
Зная, как пользоваться раковиной, ребёнок легко научится чистить зубы. Понадобится только детская зубная щётка, зубная паста со вкусом, который нравится ребёнку, зеркало и несколько пояснений. По поводу выбора щётки, пасты и самого процесса чистки лучше узнать у стоматолога и после этого объяснить и показать всё ребёнку.
У ребёнка должна быть и своя расчёска для волос. Обычно детям нравится расчесывать волосы перед зеркалом. Покажите, как правильно это нужно делать.
Многим детям нравится купание. Обычно родители помогают малышу, пока не будут уверены, что он достаточно взрослый и может безопасно мыться самостоятельно. Как правило, ребёнок сообщает, что хочет купаться сам, в возрасте 3–5 лет. Не стоит это запрещать, но прежде лучше убедиться, что он знает, как выполнить все необходимые гигиенические процедуры во время купания.
Дети с 3 лет могут практически полностью одеться самостоятельно. Ежедневно одеваясь на прогулку и снимая одежду, когда приходит с улицы, ребёнок тренируется сначала в навыке надеть и снять одежду, а после осваивает всё более сложные застёжки. «Давай ты будешь надевать это сам, когда мы пойдём на прогулку." «Ты сам можешь надеть штаны, а всё остальное сейчас помогу тебе я, потому что мы опаздываем».
Детям с самого раннего возраста нужно предоставлять возможность самостоятельного выбора одежды. Не стоит давать детям выбирать из всей одежды, которая у них есть. Но даже возможность выбора из 2–3 комплектов приучает детей к тому, что они могут принимать самостоятельные решения.
Если, гуляя каждый день на улице, вы позволяете ребёнку снимать или надевать по своему усмотрению кофточку или шапку, ребёнок постепенно приучается чувствовать, насколько ему тепло или холодно. Позже, руководствуясь воспоминаниями о своих ощущениях, ребёнок сможет самостоятельно подобрать одежду по погоде.
Упражнения по заботе об окружающей среде
Протирание пыли.
Подметание.
Мытьё (пола, стола, посуды).
Уход за цветами и домашними животными.
Не забывайте, что все материалы для уборки должны быть подобраны по росту ребёнка. Покажите ему, как работать с материалом, прежде чем он сам приступит к работе.
Особые формы движения
Умение ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия (ходьба по линии).
Умение сохранять тишину и спокойствие (упражнение в тишине).
развитые каракули (стадия бесформенных изображений) и продолжается примерно с двух до трёх лет.
В это время ребёнок начинает видеть границы листа и осваивать его пространство, пытаться располагать предметы на листе согласно композиционному чувству. Именно в это время он начинает понимать, что изображения могут что-то значить. Он начинает осваивать графический язык рисования и учиться находить и видеть необходимые признаки человека, животного, растения.
Это так же важный период, так как в это время может появиться страх выразить себя. Взрослые часто хотят чего-то конкретного в детских рисунках и часто их как-то оценивают, а для ребёнка в этом возрасте это не просто оценка их творчества, но оценка его самого как человека. Детские рисунки хорошо принимать безусловно – так же, как мы принимаем ребёнка. Тогда рисование останется для него радостью.
В этот период можно давать ручки (карандаши, мелки) нескольких разных цветов, листы бумаги разной формы, знакомить с разными видами красок (гуашь, акварель).
Так же, как и в прошлые периоды, важно не давать ассоциаций и оценки рисунку.
Такой подход к рисованию поможет ребёнку научиться не бояться выразить себя, найти свой индивидуальный стиль, не зависеть от похвалы и оценки, развить образное мышление. Но самое главное – получать радость и удовольствие от рисования.
Ещё один способ рисования, который очень нравится малышам, – раскрашивать ладони и делать отпечатки. Лучше не гуашью, она тяжело отмывается с рук.
Для детей включать и выключать воду – увлекательное занятие, и на какое-то время это может стать любимым времяпровождением. Выделите специальное место, где ребёнок мог бы спокойно играть с водой. Это может быть таз на полу с плиткой, где легко убрать воду, если она разольётся. Носить в небольшой кружке воду, набирая таз, самостоятельно включая и включая воду, – очень увлекательно! Установите правила, которые должен соблюдать ребёнок при игре с водой: не плескаться, не разбрызгивать, играть только теми предметами, которыми вы разрешите (водяное колесо, лодки, воронка, бутылочки и т. п.).
Упражнение в переливании из кувшина в кувшин являются материалом для группы 3–6 лет. Обычно дети к трём годам уже понимают, что цель упражнения именно научиться переливать. Дети получают удовольствие от самого процесса, стараются сделать это так, чтобы не разлить воду при переливании или не рассыпать зерно при пересыпании.
Детям постарше сложите подарки под ёлку. Если они уже могут читать, интересным занятием станет разбор подписей на упаковках и выяснение, от кого, кому и какой подарок предназначен: маме, брату, папе, бабушке и т. д. В этом возрасте обилие упаковок уже посильно для восприятия. Если малыш не справляется, у него разбегаются глаза, помогите ему, как-либо упорядочив подарки, и начните методично их открывать и рассматривать вместе с ребёнком.
Будут ли под ёлкой подарки от Деда Мороза, зависит от традиций вашей семьи, которые вы выбираете. По-моему, наиболее полезно для развития ребёнка представлять Деда Мороза как сказочного, фольклорного персонажа и атрибут зимних праздников. Сказочное хорошо понятно детям старше 2,5–3 лет, о причинах этого можно прочитать подробнее на сайте.
Ребёнку старше двух лет выбирайте пазл из нескольких деталей с замками. На возраст 3+ есть замечательная серия пазлов Ravensburger. У них разные уровни сложности (от 12 деталей и выше), хорошее качество, есть рамка для пазла. На них изображены реалистичные картинки, которые интересно разглядывать.
Наборы для творчества.
Доска для мела и мелки; бумага формата А3 для акварели; акварельные краски или гуашь; непроливайка, кисточки; восковые камушки для рисования. Если у ребёнка нет мольберта, подарите его.
Набор для аппликации.
Для детей 2+ сделайте набор для аппликации с фигурными ножницами, разной по цвету и фактуре бумагой и клеем.
Музыкальные инструменты.
Дети любят музыку. В Монтессори-классе одним из любимых инструментов является барабан. Подарите ребёнку барабан с палочками или джембе, по которому стучат рукой.
не оставляйте ребёнка наедине с очень сложной для него задачей, трудной для первого раза или его возраста. Это может отбить у него желание в следующий раз пытаться сделать это самому, поселит в нём сомнения.
Например, самому навести порядок в комнате, убрав все игрушки, для 2–3-летнего малыша – очень сложная задача. Так же, как и надеть неудобный или сложный предмет одежды, завязать шнурки.
Что-то сложное можно учиться делать поэтапно, начиная с простых действий.
5-8 лет
Способность к абстракции развивается у ребёнка к 5–8 годам. Пока он ещё не умеет мыслить, не стоит разговаривать с ним о логических последствиях. Примите тот факт, что ребёнок эгоцентричен. Просто ждите, пока он повзрослеет.
плюсы:
Возможность ребёнка получить правильное представление о своём теле.
Именно об этом говорят Монтессори-педагоги, когда рекомендуют многоразовые подгузники. Памперсы, предоставляя ребёнку сухость, лишают его нужной необходимости чувствовать дискомфорт, дают ложные представления о своём теле. Т. е. необходимой связи между событиями «пописал – стало мокро» не получается.
Экономия семейного бюджета.
Ещё один немаловажный плюс – многоразовые подгузники вы покупаете один раз и тратитесь на них один раз. В первые месяцы их стоимость уже окупается.
Теперь о минусах:
Сложность в постоянном использовании.
Я так и не смогла приспособиться, как пользоваться многоразовыми подгузниками на прогулке или вне дома. При долгих прогулках неизменно возникают сложности. Есть специальные непромокаемые трусики на кнопочках, которые одеваются поверх подгузника. Но они решают только проблему сухих штанишек, сам ребёнок остаётся мокрым. Носить с собой сумку с сухими подгузниками, меняя их по мере необходимости, реально только летом. В холодную погоду это невыполнимо. В общем, на прогулке и вне дома я всё-таки одеваю дочери памперс.
Для ночного сна есть специальные вкладыши, которые добавляются в подгузники для большего впитывания, есть специальные штанишки. Но тут уже, мне кажется, нужно смотреть по ситуации. Когда ребёнок совсем маленький, часто писается и просыпается, то памперс может подарить маме и малышу несколько часов спокойного сна.
Каждодневная стирка и застирывания.
Конечно, стиральная машина облегчает стирку. Но разница между необходимостью стирать каждый день пару запачкавшихся комплектов одежды или кучу мокрых подгузников, вкладышей, а иногда и штанов, всё-таки есть.